Рецепты выживания
21 января в Кремле Владимир Путин обсудил «антикризисный план» с членами
правительства
Состоявшаяся 21 января презентация правительственного «Плана устойчивого
развития экономики и социальной стабильности» оставляет, мягко говоря,
неоднозначное впечатление. Я не говорю о том, что запрограммированное
сокращение ВВП в новом году вряд ли может восприниматься как «устойчивое
развитие экономики»; важнее то, что по мере работы над проектами
плана он эволюционировал от программы налогового и дерегуляционного
стимулирования в сторону откровенно выжидательной стратегии.
Правительство собирается действовать так же, как и в 2008–2009 годах:
из 2,71 трлн руб., направляемых на «обеспечение устойчивого
развития», 1,55 трлн выделяются «системообразующим» банкам и предприятиям,
многие из которых так и не вернули аналогичные средства, выделенные
в ходе прошлого кризиса. Снова предполагается реализовывать программу не
через необходимое в проблемные периоды ослабление административного
давления, а посредством создания федерального и региональных
«антикризисных штабов» из чиновников и лоббистов. Но самое
важное — власти не собираются искать средства поддержки естественного,
рыночного роста, уповая на наличие накопленных резервов.
Подобный подход определяется, на мой взгляд, позицией президента Путина,
согласно которой «кризис пришел извне», а главная его причина —
«ситуация на внешних, в данном случае — сырьевых рынках».
Проводя прямые аналогии с событиями 2008-2009 годов, президент считает
негативную внешнюю конъюнктуру преходящей, а потому не требующей
радикальных перемен в экономическом курсе страны (а тем более
в спровоцировавшей западные санкции внешней политике).
Проблема, однако, заключена в том, что в последние годы развитие
российской экономики в относительно равной мере обусловливалось как
притоком нефтедолларов, так и доступностью финансовых ресурсов
на мировом рынке. Удара по обоим источникам «путинского благополучия»
хозяйственная система не переживет — вопрос сейчас состоит только
в сроках окончательного краха.
Использование резервных фондов позволит продержаться до лета 2016 года при
цене на нефть около сегодняшних $50/барр. и до конца 2016 года —
в случае ее умеренного роста к уровню $60–65/барр. При этом
«затыкание дыр» не способно решить никаких фундаментальных проблем, равно как
не может воспрепятствовать и дальнейшему экономическому спаду.
Плана «устойчивого развития экономики» в российском правительстве не
существует. Владимир Путин и его министры не готовы дать экономике
развиваться — они по-прежнему сами хотят ее развивать. А итоги такого
«развития» известны: как открыто говорят премьер-министр Дмитрий Медведев
и его коллеги в правительстве, Россия по сути еще не преодолела
окончательно кризис 2008-2009 годов. Каким образом данный тезис соотносится
с желанием использовать вновь те же самые «антикризисные» меры, мне,
честно говоря, не совсем ясно.
Реализация предлагаемой «программы» приведет, на мой взгляд,
к устойчивому росту ожиданий лоббистов и, соответственно,
к дальнейшему наращиванию бюджетных ассигнований на самые различные
цели. Запланированные на 2015 год 2,71 трлн руб. — это около 4 % ВВП
России; вполне можно ожидать, что по итогам года цифра вырастет
до 5,5–7 %. Учитывая необходимость выплаты в 2015 году $125 млрд
по внешним обязательствам (8,14 трлн руб., или 11,8 % ВВП), можно быть
уверенным в том, что бюджет будет существенно перенапряжен, а о
сокращении налогов и иных типах либерализации можно будет не вспоминать.
Российские власти в очередной раз предпочитают краткосрочный подход
долгосрочной стратегии. Скорее всего это отражает позицию президента. Но
в таком случае «антикризисная» программа превращается
в кризисную — в программу, констатирующую наступление кризиса
и предлагающую рецепт одного лишь выживания, но никак не развития.
Хотя, кто знает, может быть именно выживание и является ныне пределом
мечтаний кремлевских политиков? По крайней мере, на первый взгляд,
дело обстоит именно так…
http://www.newtimes.ru/articles/detail/93276/
Источник: The New Times