Россия на 47-м месте
После пяти с половиной лет тяжелых раздумий Государственная
Дума ратифицировала протокол номер 14 к Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод. Знаменательное событие случилось 15 января.
Протокол этот до сих пор не мог вступить в силу только потому, что Россия была
единственной из 47 стран членов Совета Европы, которая отказывалась от его
ратификации.
Этот многострадальный документ касается реформы Европейского
суда. Того самого суда в Страсбурге, который для тысяч россиян стал последней
надеждой на правосудие. Сейчас в этом суде лежат на рассмотрении больше 32-х
тысяч жалоб российских граждан на родное российское государство. По количеству
обращений в Cстрасбургский суд Россия занимает одно из ведущих мест в Совете
Европы.
Вступление в силу 14-го протокола позволяет начать реформу
Европейского суда, что должно привести к ускорению рассмотрения дел и большей
эффективности суда. Поскольку Российская Федерация большинство предъявленных ей
исков благополучно проигрывает, то понятно, что повышение эффективности
страсбургского правосудия приведет к еще большей дискредитации российской
судебной системы и еще большим потерям для государственной казны.
Протокол номер 14 появился на свет 13 мая 2004 года. К 2006
году все страны, кроме России, ратифицировали его, справедливо рассудив, что
интересы правосудия и защищенность граждан их стран важнее престижа
национальной судебной системы и затрат из бюджета на погашение исков. Парламенты
46 стран думали о своих избирателях. Парламент России думал о престиже
институтов власти.
14-й протокол, наверное, самый безобидный изо всех
приложений к Европейской конвенции. Речь в нем идет всего лишь о технических
решениях, совершенствующих регламент суда. В 2006 году Государственная Дума
рассмотрела вопрос о ратификации протокола, но ратифицировать его отказалась. Недовольство
России было вполне традиционным – не учитываются национальные интересы. Имеются
ввиду государственные интересы. Патриотически возбужденные депутаты потребовали
обязательно включать национального судью в состав тройки судей, разбирающих те
дела, в которых это государство фигурирует как ответчик. Депутаты потребовали,
чтобы мониторинг выполнения решений Европейского суда не проводился без участия
представителей той страны, которую проверяют. Короче говоря, полный контроль и
доскональный учет. Только так можно спасти престиж российского государства от
злобных происков европейских крючкотворов.
Упираться Дума могла сколько угодно, но переписать 14-й
протокол в угоду Кремлю было уже невозможно. В 2009 году консультации между
европейскими и кремлевскими чиновниками необычайно оживились. В середине
декабря президент Медведев на одном из совещаний со своими соратниками напомнил
о важности этого документа. Дума немедленно вытянулась по струнке и объявила о
готовности ратифицировать протокол. При этом депутаты изобразили чувство
глубокого удовлетворения по поводу того, что удалось таки сломить сопротивление
Совета Европы, который пообещал назначать российских представителей в судебное
присутствие и группы мониторинга, когда дело касается России. Наконец, в
минувшую пятницу, 15 января, Госдума ратифицировала протокол, причем именно в
том виде, в котором он и был подписан В. Путиным 4 мая 2006 года.
Зачем российским представителям обязательно сидеть в каждом
деле, касающимся России, никто внятно объяснить не может. В чем был смысл
многолетней волокиты, теперь тоже не совсем понятно. Идея о том, что
европейские судьи только и мечтают о том, как бы насолить России – из области
паранойи. Если бы на 14-м протоколе вообще поставили крест, это еще можно было
бы объяснить защитой государственного кошелька от посягательств на него
российских граждан и защитой отечественной судебной системы от посягательств на
нее международной юстиции. Но бессмысленное в течение нескольких лет топтание
на месте необъяснимо. Можно лишь догадываться о том, что заставляет российское
руководство в любом деле доказывать уникальность России и ее особый подход ко
всем общеевропейским начинаниям.
Впрочем, совсем не исключено, что ратификация Россией 14-го
протокола связана с предстоящим рассмотрением в Европейском суде по правам
человека «дела ЮКОСА». Его уже дважды откладывали и теперь оно должно начаться
4 марта. Цена вопроса – престиж нынешней политической системы в России и 98
млрд. долларов. Кремлю есть о чем беспокоиться. Вряд ли существует даже
теоретическая возможность дать Европейскому суду взятку в виде ратификации
14-го протокола в обмен на нужное России решение суда. Но почему бы не выдать
добровольный аванс в ожидании благожелательного отношения к такому
«покладистому» партнеру?
На самом деле, каковы бы ни были мотивы ратификации 14-го
протокола, само это событие достаточно важное. Оно свидетельствует о том, что
Россия все еще привязана к Европе. Возможно даже, что европейский путь развития
для нашей страны еще окончательно не закрыт.
Источник: Ежедневный журнал