Начало второго круга губернаторских назначений

Листая прессу

Длинные новогодние праздники — лучшее время для объявления
спорных и непопулярных решений власти. Обычно Кремль делает это, чтобы избежать
нежелательной для него критики и дискуссий. В этот раз президент Медведев в
самом конце декабря прошлого года и начале января нынешнего объявил свое
решение по поводу губернаторов сразу шести регионов, с которым он тянул начиная
с сентября-октября, когда ему подали списки.

Медведев переназначил на новый срок действующих глав в
Курганской области, Приморском крае, Марийской Республике и Республике Алтай и
назначил новых губернаторов в Волгоградской области и Республике Коми. Для
Кремля, который до этого за два неполных медведевских года всего-то подтвердил
полномочия четырех губернаторов, заменив при этом 16, последняя серия выглядит
верхом миролюбия.

Если курганский Олег Богомолов и марийский Леонид Маркелов,
остававшиеся двумя последними избранными, а не назначенными губернаторами,
стали завершением первого круга, то приморский Сергей Дарькин, с которого в
2005 г. начинались назначения, стал началом второго. Здесь стоит отметить
замечательную преемственность с Путиным: тогда, в 2005 году, Сергей Дарькин
выглядел одним из наиболее «авторитетных», как теперь принято говорить, глав
регионов с полукриминальным прошлым, да и теперь, после обысков начала 2009
года у самого Дарькина и многочисленных арестов в его окружении, ситуация не
изменилась к лучшему. А Кремль вновь оказывает ему доверие. Как, впрочем, и
другому фигуранту громких скандалов, связанных на сей раз с криминальной охотой
в горах Алтая, — милицейскому генералу Александру Бердникову. Случайно ли это
или сама система выталкивает в сторону сильных и более самостоятельных,
поддерживая на плаву наиболее зависимых глав, в том числе и по причине наличия
на них компромата?

Два новых губернатора — в Коми и Волгограде — чем-то схожи
друг с другом. Они оба молоды — медведевского поколения, оба из президентского
кадрового резерва (пресловутой сотни), оба из местного истеблишмента —
вице-губернаторы, но при этом пришедшие во власть из бизнеса относительно
недавно. Многие эксперты сразу увидели в этом новую практикуемую Кремлем модель
опоры на местные кадры. Так это или не так, покажет ближайшее будущее: ведь в
наступившем году должны назначаться свыше двух дюжин губернаторов — почти
каждый третий. Думаю, впрочем, что пытаться обнаружить стройную систему в
губернаторских назначениях — все равно что выстраивать систему при игре в
рулетку. Слишком уж непредсказуем итоговый вектор разнонаправленных сил, и
непонятно, какие из факторов окажутся решающими. Вот и сейчас в отношении
курганского и волгоградского глав ясности не было до самого последнего момента.
Во всяком случае, в Кургане «Единая Россия» не решилась даже заявить
губернатора Богомолова в своем списке на предстоящие в марте выборы
регионального парламента, а в Волгограде сначала один из претендентов из Москвы
провел переговоры о вхождении в его администрацию, а потом, накануне объявления
Кремля о смене губернатора, администрация Максюты уже праздновала его
переназначение на новый срок.

Кстати, о сроках. Кремль не раз уже манипулировал их
допустимым числом, в том числе и в 2004 году, когда продавливал отказ от прямых
выборов глав регионов. Сейчас уже не все помнят, что тогда большинство
губернаторов приближалось к истечению предельного срока полномочий, и поэтому
они с готовностью приняли новый порядок: лучше остаться назначенным, чем уйти,
когда выбираться будут другие. Сейчас Медведев объявил, что три срока для
губернаторов в большинстве случаев будут пределом (15 лет — немало!), а на
четвертый срок они будут назначаться в исключительных случаях. Посмотрим,
насколько последователен Кремль будет на этот раз в отношении ограничений по
срокам, ведь к 2012 году — году следующих президентских выборов — у полутора
десятков губернаторов истечет третий срок и у такого же числа — четвертый.

Есть регионы и регионы. За одни — крупные и интересные для
многих бизнес-политических игроков, такие как Иркутская область, а из недавних
— Свердловская и Волгоградская, — идет серьезная борьба. Здесь мы видим
настоящие кампании кандидатов. Избиратель во всех случаях пока один (или уже
два?), но конкуренция — и публичная, и непубличная — высока. Легко можно
представить, что при возвращении выборов они здесь будут реальными. Другое дело
— «медвежьи углы», подобные Курганской области, где главы напоминают
«неуловимых Джо» — никто за ними не гонится. Я думаю, что О. Богомолов сохранил
свой пост только потому, что не нашлось никого, кто бы мог и хотел его
заменить, — не нашлось второго Никиты Белых.

Действия Медведева по назначению губернаторов ситуативны, в
них нет ни четкой, ни даже единой стратегии. Можно полагать, что, испугавшись
кризиса в прошлом году, Кремль, с одной стороны, демонстративно наказал слабых
губернаторов, чтобы не допустить (залповая смена четырех губернаторов в
феврале) повторения губернаторской фронды, а с другой — отступился от того же
М. Рахимова, который с готовностью пошел на обострение. В 2010 году
экономическая динамика в регионах будет скорее хуже, чем в прошлом. Соответственно,
и необходимость в эффективных управленцах усилится, но при этом рисковать
относительной социальной стабильностью будет боязно. К тому же менять
губернаторов штучно, выстраивая это исподволь, — одно, а менять залпово —
другое; не хватит никаких кадров и ресурсов.

Смена поколений в губернаторском корпусе неминуемо
продолжится, в том числе и потому, что не могут 70-75-летние «тяжеловесы»
адекватно руководить регионами в быстро меняющейся ситуации. Важно, на кого их
будут менять. Я думаю, что скорее на их собственные креатуры, как в том же
Татарстане, например. Мне кажется, что шесть новогодних переназначений и замен
дают адекватное представление о том, какой процесс будет идти и дальше в 2010
году. Переназначаемых будет больше, чем сменяемых, «варягов» будет мало,
предпочтение при назначении новых глав будет отдаваться технократам из
региональных администраций, чиновникам нового типа — из бизнесменов. Из
знаковых фигур я бы ожидал ухода М. Шаймиева, возможно, А. Филиппенко,
сохранения А. Тулеева. Если в этом году не сменить Ю. Лужкова, то дальше —
опять выборы и всё по новому кругу.

Источник: The Moscow Times

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий