Сергей СТЕПАШИН: Финансовый ОМОН нам не нужен

Листая прессу

Глава Счетной палаты, бывший премьер-министр России Сергей СТЕПАШИН в
последнее время вновь выдвинулся на авансцену российской политики. Он
сообщает об итогах проверок структуры внешнего долга России и расходования
средств ВГТРК, о намерении проконтролировать расходование бюджетных средств
в Чечне и отношения между компаниями «Газпром» и «Итера». По слухам,
Степашин опять рассматривается в качестве кандидата на пост главы
правительства. Так это или нет, «Известия» решили узнать из первых уст.

— Сергей Вадимович, слухи о том, что вы вот-вот будете назначены премьером,
распространились столь широко…

— Знаете, если люди, находящиеся в бегах, и издания, ими финансируемые,
генерируют слухи и сплетни, то постоянно обращать на это внимание совершенно
не стоит. У этих людей вполне понятная задача столкнуть меня с президентом и
премьером. Никто мне не предлагал пост председателя правительства, и я
соответственно подобных предложений не рассматривал.

Конечно, ситуация сейчас такова, что может появиться соблазн отправить
премьер-министра в отставку. Однако президент, как известно, не склонен
принимать непродуманные решения.

— Хорошо, а если все-таки вам предложат возглавить правительство?

— Еще раз повторю: никто мне этого не предлагал. Предложат — тогда и
поговорим.

Вообще говоря, у меня есть еще масса дел в Счетной палате. Я рад тому
обстоятельству, что мы востребованы, что мы нужны президенту, что мы теперь
— не заштатное ведомство. Считаю своей главной задачей на этом месте
создание эффективной системы государственного финансового контроля.

— Кстати о заштатном ведомстве. Не впадает ли Счетная палата в другую
крайность — сейчас многие склонны обвинять вас в том, что СП превращается в
этакого силового монстра, «суперминистерство проверок», а вы еще к тому же
требуете расширения своих функций?

— Настоящее силовое ведомство сегодня — это Министерство финансов.
Потому что оно отвечает за бюджет. Мы тоже занимаемся бюджетом, финансами,
налогами, Центробанком, тоже имеем некоторый «силовой» потенциал. Но мы не
претендуем на то, чтобы подменять собой правоохранительные органы. Каждый
должен заниматься своим делом.

Что касается расширения функций, то Счетная палата всего лишь настаивает
на том, чтобы у нее были минимально необходимые полномочия. Сейчас они даже
у инспектора ГИБДД есть, который может ставить вопрос о привлечении
гражданина к административной ответственности. Счетная палата ни в коем
случае не должна брать на себя функции следствия, но помогать в
расследованиях преступлений в кредитно-финансовой сфере, сотрудничать с той
же налоговой полицией мы просто обязаны.

— Но от законопроекта о поправках в закон о Счетной палате правительство
оказалось не восторге. В частности, то же самое право привлекать к
административной ответственности вызвало отрицательную реакцию. Сомнения
вызвал пункт о проверке Счетной палатой деятельности Центробанка. А зачем
проверять Банк России — ведь это делают независимые аудиторы?

— Позиция правительства мне не очень понятна. С одной стороны, готовятся
законопроекты, которые в случае их реализации лишат ЦБ независимости. А с
другой стороны, нам запрещают его проверять на том основании, что Центробанк
якобы не связан с бюджетом. В реальности же деятельность ЦБ тесно связана с
федеральным бюджетом и федеральной собственностью. Например, 50 процентов
прибыли банк должен перечислять в бюджет. Мое мнение такое: ЦБ, безусловно,
должен быть независимым, но в то же время его должен проверять не только,
скажем, «ПрайсУотерхаусКуперс», но и государственный орган. Я считаю
необходимым проведение параллельного аудита — и не только в случае с Банком
России. ЦБ должен быть прозрачен для Счетной палаты, но это не означает, что
мы обязаны раскрывать всем и каждому информацию о ситуации в Центробанке.

— Вы упомянули свое сотрудничество с налоговой полицией. Сейчас ходит
много разговоров о создании финансовой разведки. Не плодим ли мы тем самым
маски-шоу?

— Конечно, такого не должно быть. Финансовый ОМОН нам не нужен. Скорее,
речь должна идти о цивилизованной структуре. По-моему, об этом же говорил
глава налоговой полиции Вячеслав Солтаганов.

Вообще сейчас одним из главных условий наведения в нашей экономике
элементарного порядка является создание единой системы государственного
финансового контроля. В стране несколько организаций в той или иной степени
занимаются финансовым контролем, начиная с КРУ Минфина и заканчивая
налоговыми инспекциями. При этом единого концептуально продуманного подхода
к проблеме нет. И это не только порождает межведомственную неразбериху, не
говоря уж о благоприятных условиях для коррупции, но и, между прочим,
отпугивает серьезных инвесторов. И в решении этой проблемы Счетная палата
может быть очень эффективна.

— Счетная палата проверяет многие компании — и государственные, и
негосударственные, — от которых зависят столь необходимые стране
дополнительные доходы бюджета. Снова поднят вопрос о продаже государственных
нефтяных компаний, например «Роснефти» и «Славнефти». Как вы относитесь в
этой связи к приватизации крупных компаний, на которую Дума наложила запрет?

— Если только для того, чтобы расплатиться по долгам, нужно обязательно,
любой ценой продать кусок госсобственности, то я против. Например,
совершенно нет никакой необходимости продавать сейчас «Роснефть». В
отношении этого конкретного вопроса ответ прост — всем известна позиция
президента, который считает, что компания должна быть государственной.
Вообще комментировать слухи, какие-то полускрытые аппаратные манипуляции
довольно сложно, да и не нужно. Если кто-то лоббирует решение своих проблем
в ущерб государству, не обращая внимания на позицию президента, это его
личное дело. А если смотреть на проблему приватизации более широко, то в
каждом случае должен быть индивидуальный подход. Поэтому я и считаю, что
крупные объекты возможной приватизации должны проходить предварительный
аудит и частных аудиторских фирм, и Счетной палаты. Приватизация должна быть
сугубо экономическим, а не политическим процессом.

— А что происходит — с точки зрения Счетной палаты — в уже
приватизированных крупных предприятиях?

— Здесь надо разделять две проблемы: как проводилась приватизация и
сколь эффективно работает компания сейчас. Бывают такие ситуации, когда
Счетную палату пытаются использовать в спорах по поводу еще не до конца
поделенной собственности — это надо исключить. Поэтому главный критерий
здесь — есть ли у предприятия эффективный собственник или нет. От добра
добра не ищут.

— А что делать с естественными монополиями? У вас наверняка
сформировалась собственная позиция на этот счет.

— Несмотря на некоторые наши претензии к «Газпрому», я считаю, что это
эффективная компания и ее нельзя расчленять. Аналогичная позиция — по РАО
«ЕЭС» и МПС.

— Сергей Вадимович, вы ведь знаете Путина уже давно… Как вообще
складываются ваши отношения с президентом?

— Мы встречаемся регулярно. И в ходе каждой нашей встречи я представляю
президенту обстоятельную письменную информацию по результатам самых важных
проверок Счетной палаты.

Источник: «Известия»

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий