В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Евгений Ясин – научный руководитель ГУ–ВШЭ, тема беседы: задачи, которые стоят перед кабинетом министров на ближайшие годы.

Листая прессу

О.БЫЧКОВА:
Добрый вечер, у микрофона Ольга Бычкова. И сегодня, как всегда, в среду вечером после небольшого праздничного перерыва — научный руководитель Государственного университета Высшая школа экономики Евгений Ясин в нашем эфире. Добрый вечер, Евгений Григорьевич.

Е.ЯСИН:
Здравствуйте.

О.БЫЧКОВА:
Я хочу вас поздравить еще раз с прошедшим юбилеем.

Е.ЯСИН:
А я хочу выразить благодарность конкретно тебе, Оля, и радиостанции «Эхо Москвы» моей родной за поздравления, теплые слова в мой адрес. Я всегда буду предан идеалам нашей станции.

О.БЫЧКОВА:
Приходите к нам всегда и продолжайте, пожалуйста, комментировать и объяснять нам, что происходит. Вот сегодня у нас есть совершенно конкретный повод. Потому что сегодня Государственная дума утвердила Михаила Фрадкова в качестве премьер-министра. И это, конечно, всем понятно, что это формальное действие. Михаил Фрадков стал реальным премьер-министром гораздо раньше. Но, тем не менее, это сегодня состоялось. И, с одной стороны, открывается новый этап в деятельности российского правительства, с другой стороны — это правительство, о котором уже что-то более или менее известно. Оно уже успело себя проявить. Как вы видите деятельность Михаила Фрадкова и задачи, которые стоят перед кабинетом министров на ближайшие годы?

Е.ЯСИН:
Ну, во-первых, я хочу поздравить Михаила Ефимовича с его повторным назначением на высокий пост, утверждением его на этом посту, пожелать успехов. Ну, для нас, я так думаю, для граждан России и для специалистов ничего нового в этом нет. Это вполне ожидаемый акт. И он связан только с тем, что после инаугурации президента правительство обязано подать в отставку. После этого Государственная дума обязана рассмотреть предложение президента и так далее, и тому подобное. Если кто-то сомневался, что президент захочет выполнить все конституционные процедуры, то вот, как бы это, формальности как обычно соблюдены. Какие реальности — это уже вопрос другой. Теперь что касается перспектив. В чем проявило себя новое правительство после назначения? Ну, в общем, на самом деле, во-первых, мы услышали голоса новых людей, в том числе самого Фрадкова, во-вторых, Александра Жукова, которого мы давно знали, как депутата Думы и председателя бюджетного комитета, затем первого вице-спикера, затем члена «Единой России» и так далее, и тому подобное. Вот. Но сейчас мы его уже услышали как вице-премьера, просто единственного вице-премьера в правительстве, который отвечает за всю законодательную деятельность правительства. Чего можно ожидать? Какие проблемы правительство составит, что оно должно решить? Я хочу просто напомнить то, о чем мы с вами говорили, что представляется чрезвычайно важным. Из того, что уже названо. Снижение… это налоговая реформа, снижение единого социального налога, которое должно повысить активность бизнеса и обеспечить повышение темпов экономического роста, в том числе и повышение заработной платы. Потому что теперь повышение заработной платы будет меньше наказываться, чем раньше платежами во внебюджетный фонд единого социального налога. Когда это примут. Я рассчитываю, что это будет уже с 2005-го года. Во-вторых, безусловно, теперь уже снижение налогов бесплатно и так легко даваться не будет. Идут компенсирующие меры, в том числе меры, которые связаны с замещением существующих льгот денежными выплатами, раз. Во-вторых, это изменение пенсионного возраста, о чем пока правительство не говорит. Оно предпочитает говорить о том, что просто возраст остается тот же самый, но меняются условия начисления пенсии с 65-летнего возраста. И увеличение пенсионных взносов для граждан за счет собственных средств — 4%. И то обстоятельство, что из накопительной пенсионной системы практически изъяты люди в возрасте с 52-го по 67-ой год рождения. Это, в общем, проблема стала обсуждаться активно. Сегодня Фрадков сказал, что к этому вопросу вернутся и постараются вернуть в эту обойму лиц пенсионного возраста вот означенных лет рождения. Моя позиция такая, что это все цепочка очень важных мероприятий Я не стал бы упрекать особенно правительство за то, что раньше, ну, предыдущее, так скажем, правительство Касьянова, действовало несколько иначе, потом сейчас несколько поменяли пластинку. Знаете, просто ведь это когда принимаются ответственные государственные решения, то всегда приходится действовать на основании неполной информации, ну, будем говорить так. Очень важно было знать, согласится президент на повышение, реальное повышение пенсионного возраста или нет. Он согласится с идеей о том, чтоб люди сами участвовали в формировании своих пенсионных накоплений или нет? Это же очень такие непопулярные меры. И как бы они ущемляют людей. Или, кажется, что ущемляют людей. Нужно знать, будет это или не будет.

О.БЫЧКОВА:
И полная информация при этом у кого?

Е.ЯСИН:
Да, да. Ответственность в конченом счете за принятие этих решений лежала на президенте. Было понятно, что он по мере возможности оттягивал. А остальную ведь всю работу ждать, пока они будут приняты, эти решения, было невозможно. Поэтому так получилось. Это не потому я говорю, что я хочу оправдывать правительство. Я вовсе не являюсь его болельщиком, так будем говорить. Но, тем не менее, это обстоятельства примерно так и сложились. Теперь отдельно я хочу сказать относительно вот этого исключения из пенсионных накоплений лиц в возрасте 52-го по 67-ой годы, и что все, так сказать, по этому поводу очень недовольны. И даже Фрадков сказал, что вот, мы что-нибудь предпримем для того, чтобы понизить недовольство. Кто недоволен?

О.БЫЧКОВА:
Ну, например, я недовольна. Потому что я попадаю ровно в эту категорию.

Е.ЯСИН:
Да. Ощущение такое, что вроде как все люди в этих возрастах оказываются обездоленными.

О.БЫЧКОВА:
Про них как бы забыли просто. Они оказались между чем-то и чем-то.

Е.ЯСИН:
Ну, на самом деле я хочу так… я хочу напомнить вам. Как-то я выступал у вас по вопросу о пенсионной реформе, и я сказал, что новое положение о пенсионной реформе предусматривает, что взносы будут начисляться на накопительные счета лицам с 35 лет. Честно сказать, меня потом поправили люди Павла Михайловича Теплухина, президента «Тройки-диалога». Он мне сказал, нет, на самом деле это не так, там даже еще 55 лет тоже можно делать взносы. Но я ведь ошибся таким образом не случайно, просто разумно начинать делать взносы в расчете на то, что вы от них получите потом реальные суммы только тогда, когда расчет делается на достаточно длительный промежуток времени. Если вам сегодня 45 лет, а вы начинаете делать взносы эти- взносы, но не вы делаете, пока еще за вас делают, так? Значит, это делается по ставке, там, по старым правилам 2% для этих возрастов. Значит, если вы потом получаете этот счет, копию вашего пенсионного счета, и читаете суммы, ну, вспомните, вы, наверное, получали уже и многие получали, прочитали и почувствовали себя обманутыми, потому что столько шума, столько разговора, а на самом деле ничего нет. Там это копеечные суммы, о которых смешно разговаривать. И так и будет. Дело в том, что просто должно пройти время и взносы нужно делать более крупными порциями. Если вы хотите, чтобы, так сказать, как бы, получилось все хорошо и чтобы никто ни за что не заплатил, ну, так не бывает. Поэтому, я так думаю, что и Фрадков погорячился, пообещал, что этот вопрос вернется на обсуждение. Я так думаю, что если только он заранее не думал, что он и не будет особенно стараться, потому что там стараться на самом деле нечего. Вот я просто вам говорю, как на духу. Может быть я уже… меня это уже не обижает, потому что я все равно был уже по ту сторону добра и зла и мне все равно. Пенсия идет только от распределительной системы. Но, тем не менее, это такой я бы сказал острый вопрос для российских граждан. Но есть и другие вопросы, которые стоят на повестке дня правительства и которые очень важные. Реформа образования, реформа здравоохранения, реформа жилищная. Честно говоря, я вот уже, по-моему, говорил у нас на конференции, мы слушали доклады по этим вопросам. У меня сложилось такое впечатление, что накоплено очень много идей, а решений нет и не подготовлено организационно это дело. Исключение составляет, может быть, только реформа образования. И то каждый раз возбуждается общественное мнение, что надо совсем все другое, что все не так и так далее, и тому подобное. Я понимаю, вопрос ответственный, касается многих. Моя внучка мне тоже говорит: «Не хочу единый государственный экзамен. Лучше я буду сдавать учителю». Я ей объясняю, наверное, думаю, это полезно будет знать и всем, что все равно система, которая основана на контактах учитель-ученик, когда один другому заглядывает в глаза, она для нашего русского быта чревата взятками.

О.БЫЧКОВА:
Здесь речь идет об экзамене именно?

Е.ЯСИН:
Ну, экзамены, конечно, да. А о чем? Значит, на самом деле, если мы хотим, учитывая нашу особую прилежность к коррупции, нам придется, так сказать, принять наиболее жесткие меры, чем это можно было представить себе где-то в Америке или в Великобритании. Я считаю это исключительно важным. Хочу сказать, что, скажем, сейчас такую кампанию ведет Газета.ру против реформы образования, видимо, как-то кто-то поощряет эту кампанию, я не знаю, во многих других местах, так сказать, пытаются посеять сомнения. Но, исходя из этого, я полагаю так, что все равно реформу образования делать придется. Придется делать ее именно по такому плану, как был уже выработан до сих пор, потому что сейчас начинать все сначала, а непонятно что. Просто же никто не говорит, что лучше. Говорят: «Нет, мы не хотим так». А как? Никто не говорит. Я считаю, что этот план достаточно хорош. Просто обращаю внимание на то, что если начинаются такие разговоры даже по плану реформы, которая уже началась. И 48 регионов России уже принимали единый государственный экзамен. И уже запланирован эксперимент по государственным и иным финансовым обязательствам и так далее. Начиная с начала, значит, март можно мотать до греческих колен. Тем более важно здравоохранение, где практически все нужно начинать сначала. То, что было сделано до сих пор, сделали хуже, чем то, что было при советской власти. Совершенно очевидно. Что касается жилья, отдельная тема. Стоит к ней вернуться, потому что вокруг там ипотеки и прочее очень много разговоров. Короче говоря, правительству есть, что делать. И у него очень мало времени. Потому что, я думаю так, контрольный срок для Фрадкова — это 2006-ой год. Просто, так сказать, начиная с 2006-го года, непосредственно на повестку дня встанет вопрос о преемнике президента и, как говорится, правящая элита будет готовить своего кандидата и будет его продвигать. Самый лучший способ продвижения известный у нас в стране, ну, так считается, на самом деле, еще ни один премьер-министр, кроме Путина, не стал президентом, причем очень быстро, так сказать. Те премьеры, которых раньше назначали, пролетели. Но, тем не менее, у нас считается, что лучший способ подготовить человека в президенты, создать ему соответствующий имидж в глазах общественности, избирателей — это дать ему возможность поработать премьер-министром. Я не уверен, что это так будет хорошо, Потому что последние два года правления Путина вряд ли будут такими хорошими, как первые два.

О.БЫЧКОВА:
Евгений Ясин — научный руководитель государственного университета Высшая школа экономики в среду вечером на «Эхе». Спасибо вам.

Источник: «Эхо Москвы»

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий