Внешняя политика: Уважение к окружающим
Похоже, российская внешняя политика пошла вразнос, а ее задачей стала посылка мировому сообществу противоречивых сигналов и совершение шагов, способных только запутать представление о ее целях. Нынешняя Россия отчасти напоминает Америку 1990-х гг. Тогда большинству американцев казалось, что ничто не может помешать росту их личного благосостояния, дальнейшему процветанию их страны и увеличению ее влияния в мире. Казалось бы, за что бы они ни брались, все приносило успех, а небольшие неудачи и ошибочные решения можно было игнорировать без заметного ущерба для прогресса. Мир виделся из США как нечто, жаждущее американского лидерства, а также денег, технологий и голливудских развлечений. Если бы могли, они избрали бы тефлонового президента Клинтона в третий раз, сохранив республиканский конгресс, дабы политический дисбаланс не сломал идиллии.
Сегодня Америка выглядит по-другому, но не из-за одного рокового просчета, войны в Ираке. А из-за того, что количество сравнительно мелких ошибок и неправильных решений значительно превысило допустимую норму. Количество плохой политики США перешло в качество самой страны. Америка перестала быть самокритичной, сомневаться, задавать вопросы и быстро начала терять лидирующие позиции, авторитет и уважение в мире. Вашингтон на практике узнал, что если считать себя всегда правым, а других всегда неправыми, если несогласие с тобой объяснять заговорами и происками, если мир видеть только через призму своих стереотипов, подозревать, что все вокруг хотят тебя обмануть, то можно потерять друзей и самому приобрести репутацию обманщика.
Сегодня Россия убедила себя в том, что в мире есть запрос на нее. Не на ресурсы, а на политическое видение и влияние, деньги и идеи. Может быть. Хорошо, что традиционный пессимизм уступает место уверенности в своих силах. Но Москве не стоит допускать головокружения от успехов и обижать, как бы мимоходом, других, ибо это аукнется потом гораздо сильнее. Нельзя, например, уверять, что подписание Чехией договора по ПРО с Америкой лишает эту страну суверенитета. А если бы, мол, Чехия отказалась от проекта под влиянием России, то это стало бы триумфом ее национальной самостоятельности. А уж тем более нельзя сваливать сокращение поставок нефти на технические причины, когда никто в мире не может позволить себе неполадки на нефтепроводах. Нефть стоит так дорого, что трубопроводы уже давно не ломаются и танкеры перестали сталкиваться, сливая нефть в океан.
Нельзя постоянно упрекать европейцев, что они, мол, уже 15 лет не могут отрегулировать механизм функционирования Европейского союза. Россия, которая старше ЕС на два года, бесконечно перестраивает собственные структуры управления и снова готовится к реформам в этой области. ЕС сегодня функционирует более эффективно, чем, скажем, СНГ, где Москва могла бы показать свои организаторские способности, но почему-то не спешит это делать. Я уж молчу про эффективность Союзного государства России и Белоруссии, правительством которого, кстати, руководит сам Владимир Путин.
Нельзя оскорблять Украину, изображая ее руководство марионетками Запада, игнорирующими интересы страны, а граждан — какими-то недоумками, не понимающими собственной выгоды и не имеющими права на государственность. Причем прикрывая это демагогией «славянского братства». Есть ирония в том, что упреки украинцам в непонимании выгоды противоречат всему российскому фольклору, в котором хохлы своей пользы никогда не упускают. Если Россия ставит под сомнение территориальную целостность Украины, то Украина, естественно, будет двигаться в сторону тех, кто ее защитит. Москва, которая требует от Запада уважения к своему суверенитету, не может отказывать в этом другим, какими бы ошибочными их решения ни казались Кремлю. Знающая на своей шкуре, как это обидно, когда тебе навязываются извне с советами, пытаются командовать и пугать из-за рубежа, Россия должна понимать, что и у других народов не менее деликатная психика. Москва ведет себя в худших традициях США, особенно на постсоветском пространстве и в Восточной Европе, зачастую становясь там главным источником антироссийских настроений.
Можно наложить вето на резолюцию СБ ООН по Зимбабве, не предложив, в отличие от Китая, достойной аргументации, кроме того, чтобы две недели подождать с решением. Можно довести до белого каления Саакашвили и спровоцировать конфликт под видом борьбы за независимости Абхазии, в результате которого мало что останется от объекта этой независимости. Можно послать военные самолеты в показательные полеты над соседней страной накануне приезда туда госсекретаря США, а пообещав приехать на конференцию ООН по Грузии, не появиться вообще. Можно говорить о продолжении Западом холодной войны, ибо он придерживается «блоковой политики», хотя блоки создавались за столетия до холодной войны и будут создаваться после, а суть того противостояния отнюдь не сводилась к блокам. Можно вообще по-советски неожиданно предложить новый договор о безопасности в Европе, не информировав заранее ее лидеров и поставив их в неприятную ситуацию. Заметим, что все эти действия России не были ей так уж необходимы.
Каждый такой конфликт или обиду можно проигнорировать. Мол, утрутся, никуда не денутся. Но постепенно количество мелких натяжек переходит в качество отношения к новому президенту. Кому-то в Москве хочется на практике опровергнуть его репутацию сторонника «неконфронтационной политики»? Или это временное следствие перехода управления внешней политикой от одного президента к другому? Кто-то в Москве перепутал принципиальность с нарочитой агрессивностью, а жесткость с хамством? В Америке говорят, что не победители выигрывают, а проигравшие проигрывают. Россия в последнее время проигрывает. Международный дебют Медведева на деле пока оказывается скорее неудачным. В результате у него и у России сегодня в мире меньше друзей и поддержки, чем должно быть и могло быть. Это нехорошо и для России, и для мира.
Автор — директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США, Вашингтон
Источник: Ведомости