Всероссийское Демократическое совещание: судебная реформа, проблема Чечни, международный терроризм
В Москве прошло второе заседание Всероссийского Демократического совещания — круглого стола политических и общественных организаций либеральной, демократической и право-центристской ориентации, созданного летом этого года по инициативе «Яблока» ( о повестке совещания, а также о целях, которые, по словам Григория Явлинского и других организаторов, ставились на этот раз, см. Полит.Ру).
Основным вопросом, как и предполагалось, стала судебная реформа, многие положения которой вызывают опасения и неудовлетворенность правозащитников и либералов. Подготовленные рабочей группой Демсовещания предложения по совершенствованию реформы предполагают целый ряд мер последовательной либерализации судебно-правовой системы. Среди них — повсеместное введение суда присяжных для рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях; включение в состав квалификационных коллегий судей независимых юристов и правозащитников как формы гражданского контроля за судебной властью; отделение следствия от органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и дознание (МВД, ФСБ, налоговой полиции), а также выделение его из ведения прокуратуры и передача самостоятельному Следственнмоу комитету; замену права прокурора по опротестованию незаконных нормативных актов на соответствующую обязанность; предоставление гражданам права на адвокатскую защиту непосредственно с момента задержания и, наконец, общий пересмотр уголовного законодательства и судебной практики в сторону снижения репрессивности и восстановления практического применения института помилования президентом РФ.
Демсовещание разработало краткие рекомендации, включающие скорейшее введение института общественного контроля за соблюдением прав заключенных, ратификацию Протокола № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека, передачу всех следственных изоляторов и СИЗО в ведение уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции с целью исключения оперативного вмешательства и контроля МВД и ФСБ. По словам присутствовавшего на заседании Дмитрия Козака, курирующего в Кремле работу над судебной реформой, рекомендации Демсовещания на 90% совпали с позицией Администрации. Содержание оставшихся 10% Козак, правда, конкретизировать не стал.
На заседании также было принято заявление о борьбе с международным терроризмом. Поддержав создание антитеррористической коалиции, включающей и некоторые мусульманские страны, либерал-демократы сделали существенную оговорку: «Цель борьбы с терроризмом — спасение и защита гражданского населения. Применение силы – только средство для достижения этой цели». Демсовещание призвало страны, участвующие в коалиции, разработать законодательство, «определяющее преступления, которые требуют безотлагательного международного вмешательства», механизмы и регламент таких решений, а также выработать «единое правовое определение терроризма, чтобы исключить возможность использования борьбы с этим злом как прикрытия силового решения политических проблем».
Отдельные заявления были посвящены чеченской проблеме (одобрение начатого переговорного процесса как единственного пути разрешения конфликта), а также вопросам, связанным с обеспечением свободы слова и свободы прессы (целиком этой теме будет посвящено следующее заседание Демсовещания в январе 2002 г.). Кроме того, Демократическое совещание высказалось «категорически против любых попыток пересмотра российской Конституции» и, в частности, против возможных кулуарных инициатив по формированию Конституционного Собрания.
Можно констатировать, что совещание сумело сформулировать последовательную либерально-демократическую, часто идущую вразрез с конъюнктурой дня позицию по злободневным вопросам — причем именно как позицию политическую, т.е. избежав характерной для русской оппозиции и радикал-демократов конфронтационной модели («клейми режим!»). Эту новую атмосферу и новую стилистику отчасти маркировало и присутствие на заседании замглавы президентской администрации Дмитрия Козака. Вне зависимости от того, на сколько процентов в действительности совпадают взгляды на судебно-правовую реформу президентской администрации и либерал-демократов и какое практическое влияние будут иметь рекомендации совещания, сам режим диалога представляется существенным шагом вперед — по сравнению с взаимными обвинениями в «узурпации власти» и «работе на Березовского», — в известном смысле пролонгировавшим статусный режим прошедшего Гражданского Форума. Интересно, насколько хватит терпения.
Источник: Полит.Ру