75 лет «Литературной газете»: от псевдолиберализма к скучному консерватизму
В свое время «Литературная газета» была очагом дозволенного либерализма в советских условиях. Организована она была специально как газета для расширения официальной идеологической пропаганды. Но уже в 1929 году первой ее акцией была кампания против Пильняка и Замятина, осмелившихся опубликовать свои тексты за границей. Так начиналась «Литературная газета». Но после Великой отечественной войны ей действительно была придана псевдолиберальная направленность. Я говорю «псевдо», потому что она послушно исполняла все идеологические заказы власти: печатала тексты против романа «Доктор Живаго», выливала ушат грязи на Солженицына, громила и пыталась опорочить Георгия Владимова.
Тем не менее, уже в 1960-е – 1970-е годы «Литературная газета» печатала достаточно смелые по тем временам материалы, связанные с управлением, производством, бытом. В ней даже был раздел «Если бы директором был я», где поднимались важные общественные темы. Что касается литературы, то там был принят, прежде всего, принцип весов. Если появлялся какой-то материал в пользу почвенничества, то он обязательно должен был быть уравновешен материалом либеральной, западнической идеологии. Если публиковалось что-то в «минус» либералам, то немедленно кто-то ругал и почвенников. Я начала печататься в «Литературной газете» с 1979 года, и самое главное для меня было – противостоять этому принципу «весов», отстаивать свою невзвешенную точку зрения.
Годы расцвета «Литературной газеты» пришелся на перестроечное время, когда ее тираж превышал шесть миллионов экземпляров. Тогда она действительно стала голосом свободным, независимым или, скажем так, освобождающимся, свидетельствовала об изменении тонуса общественной мысли.
Если же оценивать последние годы существования «Литературной газеты», то о них я не могу сказать ничего, кроме моего искреннего сожаления, что она не переменила название. От нее осталась бледная тень отца Гамлета, только формальные рубрики. По своему содержанию она находится в хвосте бывших своих оппонентов, таких как «Литературная Россия». Она и сейчас пытается совмещать на своих полосах либеральную и почвенническую, националистскую точки зрения. Но поскольку и то, и другое направление представлены в «Литературной газете» не лучшими образцами, то создается впечатление изготовления недоброкачественного продукта. Более того, на ее страницах нарастают тенденции невыразительного, скучного консерватизма. В газете совершенно отсутствуют новые идеи, не получает своего отражения развитие самой литературы.
Сначала я не думала, что смена тренда в «Литературной газете» связана с общественными настроениями. Скорее мне казалось, что это отражает перемены в редакционном составе газеты. Но чем дальше, тем больше я вижу, как эти направления сближаются. Хотя на фоне «Литературной газеты» Путин действительно выглядит, как правильно отметил Ходорковский, настоящим либералов. На фоне же литературного сообщества «Литературная газета» фактически стала аналогом газеты «День литературы», главный редактор которой Владимир Бондаренко осуществляет волеизъявления Александра Проханова. Самое интересное, что авторы газет «Завтра» и «День литературы» перетекли в «Литературную газету», которая, в свою очередь, «оплодотворяет» эти издания. Так что почвеннический проект теперь существует в симбиозе. «Литературная газета» потеряла свое лицо, свой тонус, свою программу. Очень жаль, что по традиции «Литературную газету» выписывают большинство западных университетов и именно информация с ее страниц формирует представления о литературной ситуации в России сегодня.