На смерть тирана.

С либеральной точки зрения

Тридцатого декабря, ранним утром повешен Саддам Хусейн. В ожидании этого события и после казни отечественное информационное пространство забурлило. Мы услышали дискредитирующие суд инвективы, хулу на американцев, пророчества разрастания хаоса в Ираке. Все это примечательно. Известно, что отечественная власть издавна испытывает неизъяснимое влечение к людоедам, в том числе и людоедам в самом буквальном смысле. Но, казалось бы, что российским политикам и прикормленным комментаторам до судьбы обанкротившегося ближневосточного диктатора? Оказывается, не все так просто… Голоса ценителей бухарской юстиции и басманного правосудия, поэтов нагайки и теоретиков суверенной демократии сливаются в слишком звучный хор для того, чтобы можно было позволить себе отмолчаться.
Итак, в суматохе сиюминутных забот мы не слишком отдаем себе отчет в том, что мир, в котором мы живем последние шестьдесят лет, конституирован рядом фундаментальных событий. Это — создание ООН, принятие Всеобщей декларации прав человека, создание целой сети международных институтов и механизмов, стабилизирующих мировое сообщество. В ряду этих событий исключительно значимым было одно, подводящее черту под чудовищной практикой предшествующей эпохи. Это — Нюрнбергский процесс и казнь преступников против человечности. Человек грешен, мир этот несовершенен и, как говорят люди верующие «лежит во зле». Но, если наша планета не катится в пропасть, и человечество не переходит последнего порога, то это происходит, в том числе, потому, что в октябре 1946 года в тюрьме немецкого города Шпандау были повешены десять государственных чиновников высокого ранга, а одиннадцатый, сумевший за несколько часов до казни выпить яду, был выложен в ряд с вынутыми из петли повешенными.
Комментируя казнь Хусейна, министр иностранных дел заявил, что Россия принципиально выступает против смертной казни. Г-на Лаврова можно понять. Будить пожилого человека ни свет, ни заря, вставлять его голову в петлю. Это не гуманно. Российская власть взрывает своих противников в автомобилях. Впрочем, цинизмом власти нас не удивишь.
Теперь несколько слов о процедуре. Это праведников и подвижников наемные убийцы мочат в подъезде из пистолета. Что же касается преступников против человечности, то их вешают. Их казнят от имени государства или международных институций по решению суда, предавая позорной смерти. И это — принципиально важно.
Нам говорят о том, что казнь Хусейна расколет иракское общество. Можно возразить, что дальше раскалывать иракское общество некуда. Но проблема глубже. Как говорили древние » Vivat Justitia, pereat Mundi» что значит — пусть рухнут небеса, но восторжествует справедливость. Общество, которое объединяется вокруг не повешенных палачей и доживающих свой век военных преступников загнивает, напрочь лишается пристойного будущего.
Не составляет труда назвать причины, по которым дальновидные государственные чиновники и добровольные ревнители национальных устоев протестуют против казни Хусейна. Быдло — а это мы с вами, дорогой читатель — должно спокойно стоять в стойле. Смущать умы подданных прецедентами подобного рода из рук вон плохо.
Я — европеец. Цивилизация, к которой я принадлежу, покоится на некоторых ценностях и конституирована чредой краеугольных событий. В ряду этих событий не только Благая весть или «Хабеас корпус акт». В этом же ряду стоит казнь Карла I (1649 г.) по решению созданного революционным английским парламентом Верховного судебного трибунала и казнь Людовика XVI (1793 г.) свершившаяся в подобных обстоятельствах, согласно решению созданного Конвентом трибунала. На исходе Средневековья великие народы Европы судили своих королей как простых подданных. Эти события покончили с конституировавшей Средневековье идеей сакральной власти и утвердили нравственную и правовую норму — правитель ответственен перед своими подданными.
Великая сила исторического прецедента покоится в его неотменимости. Совокупные усилия всех европейских реакционеров, начиная с Николая I и Меттерниха, ничего не смогли поделать с идеей народного суверенитета и ответственности высшей власти перед гражданами. Если на земном шаре есть место, где права человека гарантированы государством а его достоинство не попирается оборзевшими правителями, то это происходит потому, что несколько веков назад два европейских палача сделали свое дело. Давайте осознаем и запомним это обстоятельство.
В истории человечества несчетно происходили самые разнообразные перевороты. Свергнутых правителей, как правило, убивали. Особенно это касалось тиранов и диктаторов. Человек смертен, а тиранический правитель смертен сугубо и внезапно. Все это ровным счетом ничего не меняло. На смену одним вампирам приходили другие, чуть получше или чуть похуже. Суд над тираническим правителем, совершаемый его подданными и казнь осужденного таким судом — прецедент совершенно иного рода. Он отпечатывается в сознании всех и каждого, и задает собой строй общественной жизни. Все, кто сомневается в этом, могут обратиться к истории Англии и Франции.
Садам Хусейн являл собой не часто встречающийся в современном мире тип классического тирана. Он возглавлял режим, который уничтожал стариков, женщин и детей, травил гражданское население мятежных территорий газами, изощренно пытал и убивал своих политических противников. То, что Хусейн ответственен за массовые преступления против человечности, не отрицают и его самые горячие защитники. Для них важно другое — отстоять принцип тирании; утвердить максиму о величии сакральной власти, подсудной исключительно Божьему суду. Причина здесь самая простая: никаких других способов остановить течение исторического времени и отстоять милое их сердцу Средневековье не существует.
Кончается 2006 год. На земле одним тираном стало меньше. Нам возразят — ну и что? Скольких их еще народится и утвердится не шеях благодарных подданных. Все так. Но каждый тиран, казненный по решению суда, который совершили граждане его страны, меняет нечто в небесах и подвигает наш мир к более пристойному существованию.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий