Фашистский антифашизм
Когда-то, в семидесятые, когда на Генассамблее ООН была принята печально известная резолюция, осуждавшая Израиль как «расистское государство», американский представитель Леонард Гармент яростно протестовал, так как «расизм» употреблялся в ней не как слово, определяющее реальный и конкретный комплекс несправедливости, а как эпитет, который можно бросить против любого случайного врага… резолюция свела понятие с живым и полным ненависти смыслом к не более чем идеологическому инструменту».
Что ж, история повторяется с удручающей однообразностью. В современной России слово «фашизм» используется как термин, которым бросаются против любого политического противника – вне зависимости от политического контекста, его взглядов и убеждений. Точно также «антифашистами» себя называют самые отвратительные погромщики, политические проходимцы, откровенные подонки общества, которые считают, что, именуя себя так, они получают индульгенцию на любую мерзость.
Давно известно, что негодяям необходима некая высшая идея для оправдания своих преступлений. Охранники Аушвица ссылались на защиту арийской расы, в ГУЛАГе – на необходимость защиты социализма. Исламские террористы обращаются к Корану и так далее. Короче говоря, как говорил Ленин: «нравственно все то, что служит делу революции».
В России теперь модно ссылаться на «антифашизм». «Наши» так официально и зовутся – «молодежное антифашистское движение». Для юных честолюбцев, не отягощенных особенными знаниями и моралью, — самое то. Общество, особенно в России, не может не одобрить деятельности с такими благородным целями. Но вот только кто эти фашисты, с которыми будут бороться нашисты? Тут позволю себе пару лирических отступлений.
Помню, в одной тульской школе в конце 80-х появилась группа «нацистов» — пятиклассники насмотрелись «Семнадцать мгновений весны» и увлеклись приветствиями «хайль Гитлер» и тому подобной чепухой. В какой, скажите, школе, под влиянием сериала не писали друг на друга характеристики – «характер нордический, на провокации не поддается»? Нацизм, в отличие от коммунизма, вообще эстетически заразителен. Так вот, с ними «боролись» десятиклассники из той же школы – комсомольские активисты – будущая карьерная сволочь. Поймали, надавали подзатыльников, и заставили ради смеха ползти на коленях к бюсту Ленина, что стоял в красном уголке, и биться головой о постамент. Все, конечно, понарошку, но очень забавно. Правда, в связи с крахом СССР, комсомольская карьера у антифашистов не заладилась, но это уже другая история.
Второе отступление — в советских лагерях, начиная с середины тридцатых годов, и вплоть до хрущевских времен, сидевших по 58-ой, «социально-близкие» уголовники звали не иначе как «фашисты». Приятно было сознавать, что ты отбираешь бахилы не у несчастного зека, попавшего «за ни за что», а у пособника Гитлера, так сказать. А лагерное начальство всегда с одобрением взирало на помощь урок в истреблении и запугивании 58-й.
Сегодня истерия в СМИ по поводу «фашизма» здорово сбивает с толку обывателя. Кто такие «фашисты» — он не понимает. К счастью, подвернулась Эстония, и он теперь знает, что фашисты – там. А если бы не перенесли в Таллинне памятник? С кем бы в его представлении боролись «Наши»? Кто фашисты внутри России?
Все проблему с Эстонией вполне можно разрешить за круглым столом историков – с участием депутатов и общественности. Пусть каждая сторона приведет свои аргументы и будет выслушана, а после – найден компромисс. Беда в том, что у наших «антифашистов» и их покровителей слово «компромисс» не в чести, равно как и сама мысль о диалоге кажется проявлением слабости.
Много ли сделал Якименко по воспитанию терпимости и толерантности? Много ли он сделал для борьбы со скинхедами и им подобными? Само название «Наши» — отрицает уважение к «иным», к меньшинствам и инакомыслящим. Ведь «наши» — это те, кто противостоит не «нашим», а это уже логика вполне, говоря толерантно, «не наша».
Еще древние утверждали, что от неправильных именований происходит много зла. Антифашизм – идеология с четко выраженной направленностью, противостоящая конкретному злу – расистскому, воинствующему, нетерпимому. «Антифашизм» «Наших» — беспринципная демагогия с вечно меняющимся врагом в зависимости от политической конъюнктуры. Ничто не служит для дискредитации благородных намерений, чем такой «антифашизм».
Одно дело, когда во Франции дурная троцкистская молодежь объявляет Саркози фашистом и под этим предлогом бьет витрины и жжет машины мирных обывателей. Для французов это привычная глупость гошистов, неприятная, но терпимая, распространяющаяся лишь на ничтожную кучку горлопанов. Правительство не стоит за погромщиками, не создает им условий, СМИ (в большинстве своем левые) хоть и сочувствуют втайне, но ведут свою информационную политику в рамках приличий. (Хотя и там эта привычка весьма опасна, ибо забава «бей фашиста» легко переходит в охоту на ведьм. Фашистами объявляли любого критика советской системы — от Андре Жида и Джорджа Оруэлла до нобелевского лауреата Октавио Паса)
У нас же правящий режим стоит за хорошо управляемой кампанией по демонизации своих врагов (например, «Другой России»*), либо выдумывает таковых за границей, исходя из своих внутриполитических целей. Но вспоминается басня Эзопа о пастушке, который в шутку кричал «волки, волки!», и в конце-концов, когда волки по-настоящему напали на его овец, никто к нему на помощь не пришел.
* Нельзя не провести параллели с усилиями НКВД по ликвидации верхушки РОВС и НТС. И та и другая являлись маргинальными организациями, инфильтрованными сверху донизу чекистами. Реальной опасности они не представляли, равно как и политический банкрот Троцкий. Однако сталинская паранойя требовала их уничтожения любой ценой,– в ущерб борьбе с той же нацистской Германией.