Хорошо, но мало

С либеральной точки зрения

Несколько лет назад, в прошлом составе Государственной думы, «Союз правых сил» выступил с инициативой о сокращении срока исковой давности по приватизационным сделкам приватизационных сделок и даже подготовил законопроект, который так и не был принят. Его смысл заключался в том, чтобы подвести черту под приватизацией первой половины 1990-х годов, включая залоговые аукционы, и просто не обращаться к ним в правоохранительной практике. Тем самым, были бы закреплены права собственности. Если бы тогда это предложение было бы принято, то не было бы и «дела ЮКОСа», которое открылось как раз обвинениями в связи с приватизацией компании «Апатит», из-за чего и арестовали Платона Лебедева и Михаила Ходорковского.

Действительно, в ходе приватизации 1990-х годов многие законодательные вопросы остались неурегулированными. Предприятия переходили в частную собственность с определенными нарушениями, которые следовало бы отнести к периоду первоначального накопления капитала. Таких нарушений было очень много, и затронули они очень многих. В таких обстоятельствах пересмотр итогов приватизации грозил обернуться переделом собственности. Поэтому сокращения сроков возможного пересмотра – решение, несомненно, позитивное.

Нельзя говорить, что сокращение срока пересмотра приватизационных сделок может революционно изменить отношения бизнеса и власти, но, по крайней мере, оно прекратит постоянные наезды на бизнес со стороны как Счетной палаты, так и других чиновников, подорвет стереотип о «презумпции виновности» российского бизнесмена, укрепит права собственности. Если такой закон будет тщательно разработан, и власть сама не будет его нарушать, то он станет важным шагом в сторону бизнеса. К сожалению, давняя особенность нашей законодательной системы состоит в том, что законопроекты, составляемые государственными органами, как правило, содержат много преднамеренно неточных формулировок, которые в свое время Николай Иванович Рыжков называл «форточками»: власть может влезть или вылезть через них, если ей понадобится. Но если депутаты и юристы будут внимательно следить, чтобы не осталось таких недомолвок, то этот закон пойдет на пользу и инвестиционному климату, и нашей экономики. Ведь те процессы, которые происходили в России в конце 1980-х – начале 1990-х годов, оставили массу скелетов в шкафах многих предпринимателей. И до сих пор нам приходится иметь с ними дело. То, что власть до сих пор не подвела черту под итогами приватизации, постоянно отвращает бизнес от инвестиций в Россию и реализации здесь долгосрочных проектов. Впрочем, у нее под рукой всегда был клапан для выпуска пара, то бишь недовольства масс путем натравливания их на олигархов.

Возможно, пока инициативе президента не надо предавать слишком большого значения. Но не стоит делать вид, что она вовсе ничего не значит. Это, возможно, тот необходимый первый шаг, который со временем, при условии доброй воли власти, должной профессиональной подготовки, законодательного утверждения и последовательного применения, приобретет позитивное значение так же, как и другое предложение, разрабатываемое сейчас в правительстве. Речь идет о прекращении проверок налоговой службой отчетности компаний двух–трехлетней давности и недопущения произвольных дополнительных начислений налоговых недоимок, которым самые добросовестные налогоплательщики ничего противопоставить не могут. Более того, по команде сверху доначисления по повторным проверкам налоговых органов принимаются к рассмотрению судом и ведут к санкциям против компаний или ее сотрудников, как мы видим на примере ЮКОСа.

Предложения по пересмотру порядка налогового контроля были внесены президенту министром финансов Алексеем Кудриным и вице-премьером Александром Жуковым после инцидента с компанией «Вымпелком», которой были предъявлены дополнительные налоговые начисления за предшествующие годы так же, как и «ЮКОСу». Неожиданная атака налоговых органов на «Вымпелком» всколыхнула и общественность, и рынок. Второй прецедент грозил стране самыми серьезными последствиями. Темпы роста стали снижаться, инфляция усилилась. Вот и пришлось отступать, делать примирительные шаги навстречу бизнесу. Надолго ли сменились настроения, пока сказать трудно. Одно ясно: случись все это два года назад, и дело «ЮКОСа» было бы невозможно, по крайней мере по выдвинутым обвинениям. И мать двоих детей Бахмину не держали бы под стражей до суда месяцами, как будто маньяка—убийцу, только за то, что она сотрудник «ЮКОСа». Но пока это все есть, бизнес не может быть уверен в завтрашнем дне. Заверения президента в стремлениях наладить отношения с предпринимательским сословием – хорошо, но по нынешним временам – мало.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий