Между призывом и контрактом
В соответствии с подписанным 28 сентября Указом президента РФ о призыве в октябре – декабре 2003 года граждан на военную службу, в период с 1 октября по 31 декабря, должно быть призвано 175 806 человек. Осенний призыв 2003 года начинается в условиях дефицита призывного контингента. Если в 2002 году призывников было на 15 тысяч больше, чем требовалось всем силовым ведомствам, то уже весной 2003 года призывников было на 40 тысяч меньше требуемого количества. Поэтому по результатам весеннего призыва укомплектованность соединений и частей составила, по оптимистичным данным, 85-95%.
Уже никто не спорит с тем, что демографический прогноз на ближайшую перспективу негативный. Начиная с 2006 года призыв граждан на военную службу будет сокращаться из-за отсутствия необходимого призывного контингента. Кроме того, с осени 2004 года ожидается ежегодный отток граждан призывного возраста на альтернативную гражданскую службу. Ведь с 1 января 2004 года вступает в силу Закон об альтернативной гражданской службе, призыв на которую может составлять до 20 тысяч человек. Все вышеперечисленные факторы могут снизить укомплектованность соединений и частей до 45–55%, что в целом делает такие соединения и части небоеспособными и небоеготовными. Повторю, призыв начинается в условиях дефицита призывного контингента.
Сегодня официальная власть заявляет, что меры, предпринимаемые Министерством обороны совместно с другими федеральными органами исполнительной власти различных уровней, в рамках действующего законодательства к настоящему времени уже исчерпали возможности по улучшению ситуации с комплектованием войск военнослужащими по призыву. Получается, что действующее в этой области законодательство практически себя исчерпало.
Однако для общества подобные заявления означают, что призыв в понимании официальной власти остается основным способом комплектования войск, не смотря на существующие объективные и субъективные условия в пользу перехода на добровольный контрактный способ комплектования армии. Со стороны власти могут последовать законодательные инициативы по сокращению существующих в законе о воинской обязанности и военной службе отсрочек для увеличения числа призывного контингента. В итоге, это приведет к тому, что в значительной части соединений и частей, которые не относятся к частям постоянной боевой готовности, будут консервироваться все существующие проблемы армии, связанные с призывом: и неуставные взаимоотношения, и направление призывников в «горячие точки», и уклонение от военной службы, и т. д.…
Поэтому мы не можем согласиться с таким подходом. Принятая федеральная целевая программа частичного перехода на контрактную службу решает проблемы российской армии лишь наполовину. В ней есть много положительных моментов, но разом всех проблем она не решает. В ней речь идет о переводе на контрактную службу только соединений и частей постоянной боевой готовности, а не всех вооруженных сил РФ. Это означает, что мы должны приложить дополнительные усилия в работе над созданием профессиональной армии, добиваясь полного перехода на добровольный контрактный способ комплектования.
Для того чтобы процесс перехода на контрактный способ комплектования российской армии стал необратимым, мы должны активно участвовать в разработке и принятии закона о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. Меняются руководители правительства и страны, но законодательство, касающееся армии, должны быть стабильным и обязательным для исполнения любым правительством.
Поэтому мы должны постоянно обращаться к населению в поддержку обязательного перехода к профессиональной армии, укомплектованной гражданами, для которых военная служба является главной работой и основным предназначением. Только так можно выйти из создавшейся ситуации.
Отмечу, что в принятой федеральной целевой программе есть ряд положений, которые мы поддерживаем. Например, мы считаем необходимым сокращение срока службы до одного года, хотя и продолжаем настаивать на том, что его следует уменьшить до полугода. Наши русские и русскоязычные соотечественники, проживающие за пределами Российской Федерации, тоже могли бы проходить службу по контракту в вооруженных силах РФ. Например, Борис Немцов предлагает привлекать их в российскую армию, гарантируя упрощенный способ получения российского гражданства. Реализуемая федеральная программа решает, хотя бы частично, проблему формирования по контракту соединений и частей постоянной боевой готовности, которые в случае необходимости без призывников могут направляться в так называемые «горячие точки». Есть и другие положительные моменты.
Но хотелось бы обратить внимание на то, что переход к контрактной армии решит и самую сложную задачу – обеспечит социальную защищенность военнослужащих, прежде всего улучшив их жилищные условия. Ведь согласно федеральной программе, для контрактников должны строиться общежития улучшенного типа и несколько упрощенного типа из казарм. Иными словами, создается инфраструктура служебного жилья. Также переход к контрактной армии увеличит денежное довольствие военнослужащих. В 76 псковской дивизии Воздушно-десантных войск, где проводится эксперимент по переходу на контрактную основу, военнослужащий–контрактник с 1 марта 2003 года получает 5280 рублей. Это автоматически влияет на повышение денежного довольствия других категорий военнослужащих как по должности, так и по воинскому званию. Таким образом, переход к профессиональной армии приведет к улучшению социальных условий многих военнослужащих.