Мигранты и граждане
В действующий закон о гражданстве были внесены очень правильные и нужные изменения. Не случайно его предыдущий вариант подвергался серьезной критике, будучи явно несправедливым по отношению к бывшим гражданам СССР. Ведь они фактически не имели другого гражданства; гражданство республик было формальным. Поэтому люди перемещались по стране и очень многие, в том числе и уроженцы РСФСР, выезжали в другие республики, не задумываясь о возможном появлении новых границ. Советский Союз существовал как единое пространство, поэтому крайне несправедливым было лишать людей возможности вернуться на родину и сейчас получить такое гражданство, какое они хотели, не обязательно российское. Так что принятые поправки, прежде всего, восстанавливают справедливость. Их можно считать вкладом в урегулирование непростых вопросов, доставшихся нам в наследство от СССР после его распада. Но не более того.
К миграциям же как к стратегически важному процессу и феномену сегодняшней, а тем более – завтрашней российской жизни новый закон имеет небольшое отношение.
Во-первых, потому что вопросы гражданства затрагивают только тех, кто хочет его получить. Учитывая нашу демографическую ситуацию, мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы таких людей было больше и чтобы они отвечали определенным критериям, которые еще только предстоит выработать.
Но многие могут захотеть приехать в Россию, жить и работать здесь, не приобретая российского гражданства и не теряя своего. Россия заинтересована и в таких мигрантах, для них тоже должна быть создана «правовая ниша». Если человек может законно жить в стране, пользоваться всеми ее правовыми и экономическими возможностями, то вопрос о гражданстве утрачивает для него свою остроту, а закон о гражданстве его мало касается. Его больше интересуют законы, регулирующие пребывание в России иностранцев, и, конечно, хотелось бы, чтобы у нас были продуманные и не слишком драконовские законы на этот счет.
Во-вторых же, закон о гражданстве в новом виде идет навстречу тем, кто уже сегодня хочет стать гражданами России, он отвечает их интересам. Если здесь и могут возникнуть вопросы, то лишь о том, все ли такие интересы учтены и будет ли реальное применение закона соответствовать его духу.
Но пока нельзя, мне кажется, сказать, что закон в новом его виде отражает заинтересованность России как государства в приращении числа граждан за счет иммиграции, скорее, наоборот. Ибо он подчеркивает исключительность ситуации тех, для кого создаются упрощенные условия получения гражданства.
Россия же, с точки зрения демографической, экономической и даже геополитической, территориальной, нуждается и будет нуждаться еще больше не только в рабочих руках – эту потребность могут удовлетворять и иностранцы, но именно в гражданах. Она нуждается в людях, которые приезжали бы сюда навсегда, с семьями (или заводили бы их здесь), дети которых учились бы в русских школах. Поэтому вопрос о привлечении извне людей в качестве граждан мне представляется более важным для России как государства, чем для мигрантов, которые и без гражданства могут временно работать в нашей стране. Это вопрос целенаправленной государственной политики, которая, на мой взгляд, должна быть ориентирована на то, чтобы абсорбировать определенную часть мигрантов в качестве полноценных российских граждан. Соответственно, следует создавать необходимые условия для тех мигрантов и их семей, которые готовы жить в России, усваивая все социальные, культурные и прочие нормы жизни в нашей стране. Это должно давать им основания для натурализации, а все ограничения, связанные с местом их рождения или этническими признаками должны быть устранены.
Ориентация на такой ход событий в российском законе о гражданстве пока не прочитывается.