Новый раунд расширения НАТО и безопасность России
Москва выучила урок, преподанный ей пять лет назад в связи с предыдущим раундом расширения НАТО: влиять на расширение альянса Россия не в состоянии, но заботиться о собственной безопасности – может и должна. На этот раз Москва ограничилась тем, что зафиксировала свое негативное отношение к включению в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии и конкретно обозначила свои озабоченности. Речь идет о присоединении трех балтийских государств к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), что должно исключить возможность размещения в странах Балтии на постоянной основе воинских контингентов США, а также окончательное урегулирование проблемы военного транзита в Калининград через Литву. Российские официальные лица дали понять, что в случае отказа Запада учесть эти интересы Москва может изменить свое отношение к ДОВСЕ. Со своей стороны, страны Запада требуют от России выполнения взятых ею в 1999 году в Стамбуле обязательств по выводу войск из Молдавии и Грузии. Формально между ДОВСЕ и Стамбульскими договоренностями связи нет, но политически они находятся, конечно, в «едином пакете».
Сложившаяся ситуация довольно серьезна. Отношения между Россией и альянсом, несмотря на ощутимый прогресс после создания Совета Россия–НАТО, так и не сумели подняться на качественно новый уровень. В российских политических кругах идея интеграции в западное сообщество сменилась идеей самостоятельности и самоусиления. В США и Европе за последний год вырос скептицизм в отношении перспектив развития России. С вступлением в НАТО и ЕС бывших соцстран и трех прибалтийских республик число членов этих объединений, имеющих исторические претензии к Москве, резко вырастет. Со своей стороны, несколько окрепшая и более уверенная в своих силах Россия готова как к активному продвижению своих интересов, так и к защите интересов тех, кого она считает «своими» – например, русскоязычных неграждан Латвии и Эстонии. Если нынешние трения по всем этим вопросам выстроятся в тенденцию, постсоветское пространство от Днестра до Аму-Дарьи может стать полем российско-западного соперничества.
Такое развитие событий не было бы выгодно ни России, ни Западу, ни странам СНГ. За время, остающееся до Стамбульского саммита НАТО, на который усиленно приглашают президента Путина, можно и нужно найти устраивающие все заинтересованные стороны договоренности. Присоединение Балтийских стран к ДОВСЕ однозначно повысит ощущение безопасности в России, а также в самих этих государствах и в Европе в целом. Воздушное патрулирование вдоль границ Балтийских стран самолетами ВВС НАТО и России, напоминающее о временах «холодной войны», следовало бы в этой связи прекратить. Калининградский военный транзит – это техническая проблема, решаемая при наличии конструктивного подхода с обеих сторон.
В Молдавии необходимо тоже сосредоточиться на практике – вывозе боеприпасов с военных складов и возобновлении поиска приемлемой формулы приднестровского урегулирования. Прогресс на обоих направлениях создал бы более благоприятную атмосферу для реализации стамбульской договоренности о выводе российских войск. Наконец, необходимо углубление недавно достигнутого взаимопонимания между Москвой и Тбилиси и – в этом контексте – достижение реалистической договоренности по вопросу о базах. Если Москва выжидает благоприятного момента, чтобы получить максимум возможного за свои базы, то такой момент, по-видимому, настал. Упустить его – означает превратить имеющийся пока что актив в явный пассив.
Решение всего этого комплекса вопросов в принципе могло бы стать основанием для поездки Владимира Путина в Стамбул. Президента многие будут отговаривать от визита на «чужой праздник». Тем более что Стамбул – не единственная возможность для встречи с Джорджем Бушем и лидерами ведущих стран этим летом. В то же время надо ясно понимать, что неприезд главы российского государства на саммит НАТО продолжит негативную тенденцию в российско-западных отношениях. В этих условиях Стамбул мог бы стать стимулом в поиске договоренностей, способных переломить эту тенденцию.