Религия и права человека

С либеральной точки зрения

X Всемирный русский народный собор четко и аргументировано напал на современную доктрину индивидуальных прав и свобод. Более того, он озаботился опровержением эпохи Просвещения в целом. К этому делу — составлению клерикальной декларации прав и обязанностей будут подключать и другие «традиционные» конфессии, чтобы создать священный союз против безбожного либерализма.

Давайте скажем честно две вещи. Во-первых, современная доктрина прав и основных свобод имеет не просто исключительно западный, но исключительно гуманистический (иными словами, антропоцентрический) характер. Она — порождение эпохи Просвещения, с которой идеологи нашей новой правой, иначе говоря, консервативной революции, включая, теоретиков ОВЦС, ведут «последний и решительный бой».

У истоков современного гуманизма и демократии стоят энциклопедисты (Вольтер, Дидро, Монтескье), а также их ярый оппонент Руссо, которого владыка Кирилл избрал в качестве своей главной мишени. Священные тексты правозащиты — Декларация независимости Соединенных Штатов и французская Декларация прав человека и гражданина — писались ярыми врагами господствующей церкви. Вспомним известный лозунг «Раздавить гадину». Так исторически сложилось, что именно рационалистическая идеология прав человека легла в основу всех международно-правовых норм, а также соответствующего раздела нашей Конституции.

Ни православная, ни арабская, ни индийская, ни китайская, ни японская цивилизации концепции индивидуальных прав не имели. Права человека — это защита не только от деспотизма государства, но и от деспотизма общества, и поэтому первой фундаментальной либеральной свободой стала свобода совести. Впрочем, у Церкви есть богатый опыт борьбы с инакомыслящими: европейская инквизиция, расправа над иконоборцами в Константинополе, монастырские тюрьмы и сжигание в срубах на православном Востоке, изгнание Баруха Спинозы, смертный приговор Салману Рушди… Список можно продолжать и продолжать.

Во-вторых, ни одна религиозная традиция не знает доктринального закрепления индивидуальных прав. Ни 10 заповедей Старого Завета, ни евангельские Заповеди не являются источником прав человека. Это — кодификация божественного права. Библия и Коран признают только коллективные права единоверцев. Даже античные Греция и Рим, открывшие политическое право и создавшие модели демократии, не знали личных свобод. Пример тому — чаша, выпитая Сократом. Современные гражданские права имеют в своей основе совершенно языческие права древних германцев, впоследствии облагороженные в форме «исконных» феодальных вольностей. Христианство внесло в духовную традицию Запада персонализм — личную ответственность верующего. «Гуманистические» права человека — это диалектический синтез ранее конфликтовавших доктрин западных языческих (античных и варварских) прав, и тех понятий о свободе, которые выработала западное христианство — католического приоритета народа над монархией и евангелической свободы теологического поиска.

Нападать на права человека за то, что они разрешают и безнравственные поступки в том числе, так же нелепо, как ругать уголовный кодекс за то, что он не воспитывает доброту и честность. Нравственность — дело личного выбора, это самоограничение человека. Права человека — это самоограничение власти, государства, конфессий, большинства населения.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий