«Рос-нефть-газпром-энерго-и-много-чего-еще»: возвращение к советской экономике

С либеральной точки зрения

Последствия от дела ЮКОСа мы уже начали ощущать некоторое время назад. Несмотря на то, что на протяжении почти года с ареста Платона Лебедева и предъявления налоговых претензий события вокруг ЮКОСа серьезного подрыва доверия инвесторов не приносили, напряженность сохранялась. Были моменты, когда рынок очень нервно реагировал на соответствующие акции властей, но потом быстро восстанавливался. Ведь рынок, экономика – это довольно циничные сферы: если можно делать деньги, то инвесторы несут их, и бизнес идет. Тогда бизнес, в частности иностранный, поверил в то, что ситуация вокруг ЮКОСа касается не самой компании, а конкретных предпринимателей. Но несколько месяцев назад к ним все-таки пришло понимание того, что это дело касается не только конкретных индивидуумов, но и компании в целом.

Когда инвесторы поняли, что компания «ЮКОС» все же будет расчленена, стали проявляться многие негативные тенденции на рынке. Одна из составляющих, одно, но весьма значимое звено в этой цепи негативных сигналов – общее снижение уровня доверия к России. Когда иностранные инвесторы поняли, что речь идет о перераспределении собственности, в данном случае – в пользу государства, одно это уже оказало отрицательное влияние на рынок. Я думаю, что признаки изменения отношения инвесторов в лучшую сторону в ближайшем времени вряд ли появятся, если только не случится чуда и после того, как «Юганскнефтегаз» перейдет под крыло «Газпрома», эта новая гигантская компания вдруг не начнет показывать исключительно хорошие финансовые и экономические результаты. Но это гипотетический сценарий, нельзя утверждать, что так и произойдет. Зато можно уверенно сказать, что доверие инвесторов начнет восстанавливаться только в этом случае, и очень медленно.

Я отметил негативные последствия дела ЮКОСа для финансового рынка, но его ожидаемое влияние на экономику тоже вряд ли можно назвать положительными. Сейчас образуется государственный конгломерат под условным названием «Рос-нефть-газпром-энерго-и-много-чего-еще» – все в одной куче, – и абсолютно нет никакой уверенности, что это будет эффективно управляемая компания. И я думаю, что долгосрочным последствием для экономики будет если не снижение, то, говоря осторожно, неповышение ее эффективности. Такая большая компания будет требовать все больше и больше ресурсов для инвестиций.

Это мы уже проходили в советское время, когда на протяжении нескольких десятилетий на фоне устойчивого роста доли инвестиций в топливную промышленность, в энергетический сектор в целом, темпы экономического роста столь же устойчиво снижались. То есть растущая доля ресурсов, направляемая в отрасль, которая производит продукцию с меньшей добавленной стоимостью, приводит к торможению экономического роста. Судя по последним тенденциям, у российской экономики есть отличные перспективы повторить пройденный некогда путь. Сегодня об этом не все задумываются, потому что цены на нефть очень высокие, и финансовые показатели в топливной отрасли неплохие. На этом фоне у ряда аналитиков, экспертов, членов правительства появляются иллюзии, что такая огромная компания сможет также эффективно функционировать даже в случае снижения цен на нефть.

Сейчас ходят слухи, станет ли наш «Рос-нефть-газпром-энерго-и-много-чего-еще» в дальнейшем поглощать другие компании. Однако, я надеюсь, что отрезвление наступит раньше, чем это случится. Хотя уверенности в этом нет никакой. Создание подобного сверхмонополиста опять же отсылает нас к советским временам, когда такого рода огромные структуры показывали свою абсолютную неэффективность. В итоге к концу 1980-х годов экономический рост затормозился и дошел до нулевого уровня, и тогда экономика сама подошла к необходимости качественных изменений. Думаю, к этому мы вновь придем, к новому витку демонополизации, но лишь через несколько лет или даже десятилетий.

Мне кажется, что в данном контексте уместно упомянуть о все более часто звучащих в последнее время в экспертной среде разговорах о повороте от традиционной рыночной экономики, которую мы вроде бы собирались строить несколько лет назад, в сторону государственного капитализма. Существует мнение, что якобы эта модель государственного капитализма дала определенные позитивные результаты в ряде стран, в частности в Юго-Восточной Азии. Лично я уверен, что для России это абсолютно непроходной вариант. Достаточно неповоротливая и непрозрачная система государственного капитализма давала относительно высокие темпы роста в ряде азиатских стран в совершенно иных демографических условиях. Все недостатки, присущие системе госрегулирования, ее относительная неэффективность по распределению ресурсов по сравнению с традиционной рыночной экономикой компенсировались демографическим фактором – наличием численно растущей рабочей силы, урбанизацией, движением населения из деревни в города. Такое экстенсивное развитие во многом способствовало высоким темпам роста и компенсировало недостатки государственной модели управления экономикой. В России демографический фактор уже не работает, а потому все недостатки модели государственного капитализма проявятся у нас гораздо ярче и гораздо быстрее. В российских условиях эта модель не работает и не будет работать.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий