Торможение экономического роста
Данные Росстата за январь – август 2004 года показали достаточно хорошие показатели состояния российской экономики. Промышленность выросла на 6,9%, базовые отрасли – на 7,5%. Однако если сравнить эти данные с показателями за первое полугодие или, скажем, за пять месяцев, то окажется, что тогда они были выше. Так, в первом полугодии по пяти базовым отраслям рост год составлял 7,9%, а по промышленности – 7,4%. В результате экономические показатели, рассчитываемые в сравнении к аналогичному периоду прошлого года остаются высокими за счет того, что именно первые несколько месяцев 2004 года дали очень высокие темпы экономического роста. Но после «рукотворного» банковского кризиса, обострения дела ЮКОСа, фактического «исчезновения» или «упразднения» экономической политики и противоречивых заявлений разных представителей власти, которые в августе материализовались в открытую полемику между премьер-министром Фрадковым и экономическим блоком правительства, представленным Грефом и Кудриным, экономическая динамика снизилась и показатели ухудшились.
Это сказалось, в первую очередь, на замедлении инвестиционной активности. Если в первом полугодии рост инвестиций в основной капитал составлял 12,6 %, то сейчас он уже замедлился до 12,2 %, а в расчете август к августу рост составил всего 11,6 %. Так что замедление темпов роста, наблюдаемое по всем показателям, отчасти объясняется именно тем, что за летние месяцы произошло резкое торможение инвестиционной активности, обусловленное общей неопределенностью ситуации в стране и повысившимися рисками относительно будущей экономической политики.
Есть и другие данные, свидетельствующие о замедлении экономического роста, хотя официальных данных о динамике ВВП пока опубликовано не было – это квартальная статистика, публикуемая с существенным лагом. Однако неким субститутом динамики ВВП могут служить данные о динамике выпуска продукции в пяти базовых отраслях, ежемесячно рассчитываемые Госкомстатом. Этот показатель учитывает примерно 60% экономической активности, т. е. 60% ВВП. Здесь тоже налицо замедление – в первом полугодии рост в базовых отраслях составлял 7,9%, а в январе-августе лишь 7,5%, причем в августе рост был еще ниже – 7,2%. Так что 7-процентный рост ВВП в августе 2004 года, о котором говорил министр, – это мало по сравнению с ростом в 7,9% в первом полугодии. Все говорит о тенденции замедления темпов роста экономики.
Однозначно нельзя говорить о задаче удвоения ВВП, не определив, каким способом мы его будем удваивать. Если делать это государственными инвестициями и дирижистскими мерами, то такое удвоение ВВП нам, скорее всего, не нужно. Но если проводить разумную либеральную экономическую политику, чтобы у частных инвесторов со всего мира, включая в первую очередь российских, появится добровольное желание инвестировать в нашу экономику, то ВВП может и удвоится. Если это произойдет таким образом, то почему бы и нет? Но если государство будет обозначать направления инвестирования, то лучше не надо…
Что касается оценок российского фондового рынка, то я бы отчасти не согласился с Германом Грефом, говорившем о нем как о спекулятивном. В изложении СМИ его слова звучат как негативные. Но ведь отчасти фондовый рынок таким и должен быть. Любой рынок в одной из своих ипостасей спекулятивен. Одна из задач рынка заключается в том, чтобы из коротких, «спекулятивных» денег делать длинные деньги, которые нужны компаниям, привлекая тем самым капитал не только консервативных стратегических инвесторов, но и «спекулянтов», готовых идти на повышенные риски, и получать за них повышенную премию. А по части рисков наша власть – большой специалист. Компании, выпустив определенный пакет акций в свободное обращение, представляют полностью свободу тем инвесторам, у которых возникает желание их купить или продать. Так что и спекулянты, готовые идти на риски, тоже очень нужны для развития рынка. Ведь серьезный инвестор не будет делать вложения в стране с неясным будущим и высокими рисками. Поэтому чем выше риски в стране, в том числе и политические, тем более спекулятивным будет рынок. Искусственно спекулятивность не занизишь. Для этого нужна стабильность законодательной базы и внятность экономической политики. Все остальное – уже детали.
В свете вышесказанного мера об объявлении важных корпоративных новостей только после закрытия торгов, может быть, и важна, но на фоне политических новостей корпоративные новости выглядят не столь существенными для российского фондового рынка. Последнее время он гораздо больше реагирует на политические, чем на корпоративные новости. Вспомним, что любые заявления чиновников по поводу ЮКОСа, которые мы слышали на протяжении последних месяцев, гораздо больше расшатывали рынок, чем корпоративные явления. Кроме того, если и будет введен запрет на официальную публикацию новостей до закрытия торгов, то никто не сможет гарантировать, что эта информация не будет «просачиваться» неофициально. Поэтому, если такая мера и будет введена, то от этого рынок не перестанет быть спекулятивным.