Удвоение ВВП возможно. Но…

С либеральной точки зрения

Данные об экономическом росте за 2003 года, объявленные вчера Грефом, пока еще неофициальные, предварительные. Окончательные подсчеты Госкомстата будут представлены позже. Тем не менее, эти данные отражают действительность: рост ВВП, равно как и промышленности в 2003 году, по всей видимости, действительно будет близок к 7%. В принципе эти темпы роста близки к тем, которые необходимы для выполнения задачи удвоения ВВП за десять, озвученной президентом. Но к самой ее формулировке я не стал бы относиться буквально, это некий общий ориентир. Если за десять лет ВВП вырастет на 80%, это уже будет неплохо. Хотя и удвоение ВВП вполне возможно, при наличии определенных условий. Теоретически возможны и более высокие темпы роста.

Механическое воспроизведение высоких темпов роста экономики, которое наблюдалось в предыдущие годы, сегодня оказывается явно недостаточным для продолжения роста. Для его сохранения в ближайшем будущем необходимы качественные изменения, в том числе и неуклонный рост инвестиций. В предыдущий период, до 2003 года, механизм экономического роста был достаточно прост. Производители могли наращивать производство без его существенной модернизации, что в принципе соответствовало структуре внутреннего спроса при низком уровне доходов. Но 2003 год показал, что старая модель роста себя исчерпала, растущие доходы смещают спрос в сегмент более качественных товаром, с повышенными потребительскими свойствами, и простой способ увеличения объемов выпуска путем загрузки мощностей больше не работает. Прошлый год продемонстрировал бурный рост инвестиций, причем не только в энергетическом секторе, но и в перерабатывающей промышленности, на уровне средних предприятий. Эти инвестиции и стали катализатором роста экономики.

Для продолжения экономического роста необходим постоянный, устойчивый рост инвестиций не только и не столько в нефтяной и газовой отраслях, вкладывающих средства в добычу ресурсов и их транспортировку, сколько в отраслях с более высокой добавленной стоимостью. И для того чтобы эти инвестиции делались на постоянной основе, нужна соответствующая экономическая политика. В общих чертах она была обозначена в долгосрочной программе правительства 2000 года, но достаточно медленно реализуется.

2004 год, скорее всего, не принесет в нашу экономику больших изменений. Те позитивные изменения, которые произошли в предыдущие годы, я бы отнес, с одной стороны, к благоприятным внешним условиям – это давно уже признается большинством экспертов. С другой стороны, и политика правительства в целом была вполне осмысленной. Несмотря на все промедления и шатания, в части макроэкономической политики позиция кабинета была достаточно разумна. Другое дело, что проводить разумную макроэкономическую политику в благоприятных условиях было достаточно легко.

В гораздо большей степени нынешний экономический рост связан с начавшимися и продолжающими процессами реструктуризации предприятий на микроуровне. Показательно, например, что при росте производства на 7% занятость сократилась на 6%. Это означает, что производители без всяких указаний сверху озаботились повышением эффективности, и избыточная занятость, оставшаяся в наследство от прошлого, стала их первой мишенью.

Не думаю, что со стороны правительства в этом году последуют какие-либо радикальные действия. Теоретически, изменения в экономической политике могут произойти только после президентских выборов, инаугурации и назначения нового правительства, которое и может начать в начале лета изменение курса, т. е. только через полгода. Хотя, как следует из заявлений высокопоставленных лиц, принципиальных изменений в экономической политике ожидать не следует. Поэтому, скорее всего, процессы будут идти так же, как они и шли. На законодательном уровне, как и раньше, будет приниматься множество второстепенных законов, которые, может быть, когда-нибудь будут востребованы. Не исключено, что активность будет в большей степени демонстративной, чем затрагивающей наиболее болезненные точки российской экономики. Вряд ли будут реформированы естественные монополии, «Газпром». Несмотря на все усилия и декларации вряд ли реально начнется административная реформа. Может быть, что-то и произойдет, но не стоит ждать радикальных изменений в этой области, как и во многих других сферах.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий