Удвоение ВВП возможно. Но…
Данные об экономическом росте за 2003 года, объявленные вчера Грефом, пока еще неофициальные, предварительные. Окончательные подсчеты Госкомстата будут представлены позже. Тем не менее, эти данные отражают действительность: рост ВВП, равно как и промышленности в 2003 году, по всей видимости, действительно будет близок к 7%. В принципе эти темпы роста близки к тем, которые необходимы для выполнения задачи удвоения ВВП за десять, озвученной президентом. Но к самой ее формулировке я не стал бы относиться буквально, это некий общий ориентир. Если за десять лет ВВП вырастет на 80%, это уже будет неплохо. Хотя и удвоение ВВП вполне возможно, при наличии определенных условий. Теоретически возможны и более высокие темпы роста.
Механическое воспроизведение высоких темпов роста экономики, которое наблюдалось в предыдущие годы, сегодня оказывается явно недостаточным для продолжения роста. Для его сохранения в ближайшем будущем необходимы качественные изменения, в том числе и неуклонный рост инвестиций. В предыдущий период, до 2003 года, механизм экономического роста был достаточно прост. Производители могли наращивать производство без его существенной модернизации, что в принципе соответствовало структуре внутреннего спроса при низком уровне доходов. Но 2003 год показал, что старая модель роста себя исчерпала, растущие доходы смещают спрос в сегмент более качественных товаром, с повышенными потребительскими свойствами, и простой способ увеличения объемов выпуска путем загрузки мощностей больше не работает. Прошлый год продемонстрировал бурный рост инвестиций, причем не только в энергетическом секторе, но и в перерабатывающей промышленности, на уровне средних предприятий. Эти инвестиции и стали катализатором роста экономики.
Для продолжения экономического роста необходим постоянный, устойчивый рост инвестиций не только и не столько в нефтяной и газовой отраслях, вкладывающих средства в добычу ресурсов и их транспортировку, сколько в отраслях с более высокой добавленной стоимостью. И для того чтобы эти инвестиции делались на постоянной основе, нужна соответствующая экономическая политика. В общих чертах она была обозначена в долгосрочной программе правительства 2000 года, но достаточно медленно реализуется.
2004 год, скорее всего, не принесет в нашу экономику больших изменений. Те позитивные изменения, которые произошли в предыдущие годы, я бы отнес, с одной стороны, к благоприятным внешним условиям – это давно уже признается большинством экспертов. С другой стороны, и политика правительства в целом была вполне осмысленной. Несмотря на все промедления и шатания, в части макроэкономической политики позиция кабинета была достаточно разумна. Другое дело, что проводить разумную макроэкономическую политику в благоприятных условиях было достаточно легко.
В гораздо большей степени нынешний экономический рост связан с начавшимися и продолжающими процессами реструктуризации предприятий на микроуровне. Показательно, например, что при росте производства на 7% занятость сократилась на 6%. Это означает, что производители без всяких указаний сверху озаботились повышением эффективности, и избыточная занятость, оставшаяся в наследство от прошлого, стала их первой мишенью.
Не думаю, что со стороны правительства в этом году последуют какие-либо радикальные действия. Теоретически, изменения в экономической политике могут произойти только после президентских выборов, инаугурации и назначения нового правительства, которое и может начать в начале лета изменение курса, т. е. только через полгода. Хотя, как следует из заявлений высокопоставленных лиц, принципиальных изменений в экономической политике ожидать не следует. Поэтому, скорее всего, процессы будут идти так же, как они и шли. На законодательном уровне, как и раньше, будет приниматься множество второстепенных законов, которые, может быть, когда-нибудь будут востребованы. Не исключено, что активность будет в большей степени демонстративной, чем затрагивающей наиболее болезненные точки российской экономики. Вряд ли будут реформированы естественные монополии, «Газпром». Несмотря на все усилия и декларации вряд ли реально начнется административная реформа. Может быть, что-то и произойдет, но не стоит ждать радикальных изменений в этой области, как и во многих других сферах.