Взрыв традиционализма: назад, в Средневековье?
В последние годы силы, не вышедшие еще из традиционного исторического времени, толкают Европу в новое средневековье, и Россия не стоит в стороне от этого процесса. Наш политический класс с легкостью отбрасывает трехсотлетние попытки стать частью европейской цивилизации. Некоторое время назад вспыхнувшая «Карикатурная война» в мусульманских странах распространилась на Россию невинными шаржами в нескольких региональных газетах – и газеты подверглись репрессиям, вплоть до закрытия.
Свобода не представляет для власти на местах никакой ценности, это нечто совершенно эфемерное, то, что нельзя потрогать руками, немедленно утилитарно использовать. Свобода упала на них с неба в 1991 году, они и пальцем не пошевелили для ее приближения, и сегодня так же легко и спокойно свободу отдают, даже не осознавая, что делают. В ответ, наверное, можно услышать лишь сакраментальное «А что»? Газета, по их представлениям, должна писать о динамике коммунальных платежей, очередном выступлении мэра, ухабах на дорогах, нерадивых или радивых сантехниках… Не надо умствовать, от умствования все беды, о серьезных вещах позволительно задумываться только находящимся на краю общества маргиналам, а остальные должны думать о хлебе насущном, а думать вообще – не холопье это дело.
Мы видим, как дает всходы пятнадцатилетнее заигрывание власти и общества с религиозными идеологиями и институтами, массовое строительство культовых сооружений, занявших место партийных идолов на наших площадях. Зубы дракона посеяны, и мы видим первые всходы. И всходы эти – нетерпимость, желание перекроить мир по своему образу и подобию. Несколько лет назад большинство российского общества смирилось с погромом на художественной выставке «Осторожно, религия», когда уголовное дело было заведено на её организаторов, а на погромщиков его очень быстро закрыли. Директор Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова Ю. Самодуров заметил тогда в статье в газете «Московские новости»: «В обвинительном заключении и в материалах дела я не встретил ни одной ссылки ни на одну норму права, запрещающую или регламентирующую показ в стенах светского учреждения культуры художественных произведений, в которых религиозные символы представлены в ином контексте». Тогда был сделан очередной шаг к государству, в котором верующие находятся в привилегированном положении по отношению к людям светским, а религия приоритетна по отношению к светской культуре.
Сегодня ситуация продолжает ухудшаться. Когда общество промолчало и проглотило закрытие отстаивающих свободу слова российских газет, стало ясно, что нас ждет завтра. За время, прошедшее после «карикатурного скандала» наметившиеся тенденции десекуляризации общества не только сохранились, но и усилились. Сегодня обещанное «завтра» пришло – в России приходится защищать теорию Дарвина о происхождении и эволюции видов и возможность ее преподавания в системе образования, ведь она отрицает теорию о божественном происхождении человека, что равно неприемлемо для представителей различных религий. В обществе все больше начинает править страх, и чуть позже правила «политкорректности» могут потребовать ношения паранджи или головного платка для наших женщин, обрезания и/или бороды для мужчин.
Сегодня в обличье религиозного фундаментализма мы столкнулись с разрушительным вызовом традиционализма, стремлением массы людей избежать свободы и сопутствующих ей перемен, необходимости личного выбора. Для них важно определить, кто «свой», а кто «чужой», жить в экстазе борьбы с «чужими». Традиционалисты и заигрывающие с ними политики отторгают свободу, стремятся переложить с себя личную ответственность на большие этнорелигиозные группы, прокладывая тем самым дорогу новому тоталитаризму. Скоро благочестивые старушки и организованные в «патриотические» организации школьники и студенты, не ведающие, что творят, понесут свою охапку хвороста в костер к новым «Янам Гусам» – либералам, атеистам, философским агностикам, людям, желающим сохранить свободу, не разделяющим распространяющуюся в обществе нетерпимость.
К сожалению, в сегодняшней России наступление религиозного фундаментализма не может быть остановлено и представителями левых сил, поскольку часть из них сама поддается религиозному искушению. По историческим, да и человеческим рамкам мы совсем недавно сбросили с себя груз коммунистической утопии, освободили человека и общество. Мы уже проходили искушение сверхчеловеческими ценностями марксизма-ленинизма, а попытки использования религии в качестве государственной идеологии – сегодня зло не меньшее, но большее, поскольку противоядия в постсоветской России этому воплощению утопии еще не выработано. Потенциальная опасность и разрушительность религиозного фундаментализма, сила его вызова и первозданной нетерпимости сегодня сопоставима с вызовом Октябрьской революции 1917 года в России и распространением тоталитарных режимов в Европе ХХ века.
Потому так важно определиться с тем, на каких идейных принципах базируется современное российское государство. Если Россия – светское государство, как это записано в Конституции страны, тогда политика заигрывания, игра в поддавки с религиозными институтами совершенно неприемлема. Необходимо защитить свободу средств массовой информации по отношению к освещению всего, что связано с религиозной составляющей различных социокультурных традиций. Необходимо твердо отстаивать светский характер российского образования. В частности, было бы полезно использование опыта Франции по запрету использования символов различных религий в общественной жизни вообще и в системе светского образования в частности.
Следует четко осознавать и жестко отстаивать светский характер российского государства, в котором религия является частным делом граждан, так же, как длина их волос, выбор предметов бытовой техники и одежды. Когда высшие государственные чиновники, главы субъектов федерации посещают культовые сооружения – это их право как частных лиц. Как факт частной жизни подобные действия еще могут освещаться на страницах специализированных изданий в разделе светской хроники, но не в имеющей общественно-политическое значение прямой трансляции федеральных телеканалов. Подобные публичные действия должностных лиц подрывают закрепленный в российской конституции светский характер государства.
Сегодня очевидно, что если не удастся отстоять базовые светские принципы как основу существования Европы вообще и Российского государства в частности, то нас ожидает возврат к темным временам европейской истории. Сегодня не только России, но и всему постхристианскому (пострелигиозному) европейскому сообществу нужны новые Вольтер, Бертран Рассел, Тео Ван Гог – люди, которые могли бы идеологически и организационно оформить новое массовое освободительное движение, защищающее свободу человека и минимизирующее воздействие религиозных идеологий на общественную жизнь.