ПРОТЕСТНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ — 2021: КТО ВЫШЕЛ НА МИТИНГИ И ПОЧЕМУ

Серия "Либеральная миссия - экспертиза" под редакцией Кирилла Рогова

Январь 2021 года стал временем выхода из “политической комы”, как называли карантинный 2020 год в соцсетях: с 23 января по 21 апреля в десятках российских городов прошли массовые политические акции в поддержку Алексея Навального.

В России каждый уличный протест, и 2021 год не исключение, немедленно становится предметом политических полемик, оперирующих различного рода мифами и стереотипами: высказывания, что на митинги ходят одна школота, бомжи или приезжие, встречаются абсолютно везде, и этому способствует почти полное отсутствие конкретных знаний о том, каковы социально-демографические характеристики протестных акций. Чтобы восполнить этот пробел, понять, кто эти протестующие и почему они участвуют в уличных протестах, наша исследовательская группа с 23 января по 21 апреля проводила комплексное полевое исследование (опросы, наблюдение и интервьюирование на митингах) в Москве, Петербурге и Казани [1].

 

МИФ «О ШКОЛОТЕ»: СКОЛЬКО ПОДРОСТКОВ БЫЛО НА МИТИНГАХ?

Призыв Фонда борьбы с коррупцией выйти на улицы, появившийся 19 января, запустил волну поддержки в социальных сетях, в первую очередь — в Тиктоке. Посты с хэштегом #23января с 19 по 22 января набрали в этой сети 110 млн просмотров, а хэштэг  #Свободу Навальному за тот же период —  72 млн просмотров[2].

В эти дни в социальных сетях и устных разговорах вновь, как в марте 2017 года[3],  возник устойчивый троп “на митинги ходит одна школота”, “в протестах активно участвуют одни школьники”. Такое представление интерпретируется сторонниками оппозиционных взглядов как “наша молодежь не боится власти”, “будущее за нашими детьми”. В Тиктоке активно распространяются клипы о том, как школьники снимали в школе накануне митингов портреты Путина, постили инструкции, как идти на митинг[4].

В то же время более лояльные к власти пользователи соцсетей интерпретировали те же самые ожидания совсем в другом ключе: “Навальный прикрывается нашими детьми”. Высказывания «Навальный заманивает на митинги наших детей», «на митинги ходит одна школота», «Навальному нужны деньги на массовки» или даже «оппозиционеры — это опытные педофилы«[5] стали активно появляться в государственных СМИ, их распространяли в школах и университетах. Естественно, Тикток тоже стали обвинять в “политической педофилии”. Например, фраза “Тикток зазывает на митинги школьников” была процитирована в российских социальных сетях c 19 января по 10 февраля 2021 года не менее 33,5 тыс. раз (не считая мессенджеров), причем эта фраза и подобные ей утверждения распространялись в основном во Вконтакте[6].

Однако представление о преобладающем количестве несовершеннолетних на митингах оказалось неверным. Действительно, школьники высказывали большую поддержку политическому протесту, но выйти на улицы решились немногие. Доля несовершеннолетних на несогласованных митингах была очень невелика и составляла от 1,1 до 5,7 % на тех акциях, где мы проводили опросы (график 1, Приложение 1). Это соотносится с картиной по задержаниям: волонтерский проект “ОВД-инфо” сообщил, что 23 января по всей стране были задержаны 4002 человека, из них 195 несовершеннолетних, то есть 4,9 %[7].  И это при том, что более высокие шансы задержания на митинге были именно у молодых участников (в соответствии со стремлением доказать, что “оппозиционеры используют детей”).

Возможно, некоторые из опрошенных добавляли себе возраст, говоря, что им уже исполнилось 18 лет, но даже с учетом этого подростки составили незначительное меньшинство участников: доля тех, кому было меньше 18, вместе с теми, кому уже исполнилось 18 лет, составляла всего 4,2 % 21 апреля в Москве и чуть меньше — в Петербурге. В Казани, где митинг 14 февраля был согласован, можно было бы ожидать бóльший процент несовершеннолетних. Но он поднялся незначительно — до 5,7 %, а с учетом тех, кому уже исполнилось 18 лет, или тех, кто притворялся, что им уже есть 18, —  до 7,4 %.

Незначительное число несовершеннолетних на митинге вряд ли является только прямым следствием политики запугивания. Это, скорее, нормальная ситуация: например, 24 декабря 2011 года на митинге в Москве было 5 % несовершеннолетних[8], во время летних протестов в Москве 10 августа 2019 г. — 8 %, а 31 августа того же года во время несогласованного шествия по бульварам — 7 %.

Таким образом, ожидание “революции детей”, также как и страх “за наших детей, которыми прикрывается Навальный”, не соответствуют демографической реальности митингов.  Хотя поддержка подростками политической оппозиционной активности, в том числе и уличной, в социальных сетях была очень велика, активнее участвует в уличных протестах другая возрастная группа.

  

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ МИФЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ВОЗРАСТ И ОБРАЗОВАНИЕ

В таблице 1 представлено распределение участников митингов по возрастным группам. Однако, чтобы понять его содержательно, необходимо сравнить это распределение с фактическим распределением по возрастам жителей соответствующих городов. В Москве живет 10,6 млн человек в возрасте старше 14 лет, в Петербурге — 4,6 млн, по данным Мосстата и Петростата. Если бы москвичи и петербуржцы пришли на митинг пропорционально тому, как возрастные группы представлены в мегаполисах, то мы бы имели демографию митингов, соответствующую столбцам на графике 1. Однако, как мы видим, в Москве молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет было в 4 раза больше ожидаемого, в Петербурге — в 5 раз больше.  Доля жителей обеих столиц в возрасте 25—29 лет была в 2,5—3 раза выше ожидаемой. А вот доля людей 40 лет и старше лет на митингах меньше, чем их доля в возрастном срезе обеих столиц.  Интересная картина со школьниками и младшими студентами (группа 15—19 лет): их количество либо было пропорционально ожидаемому, либо (23 января и 21 апреля в Москве, и 21 апреля в Петербурге) больше всего в 2 раза (и это в основном люди 18—19 лет).

Таким образом, наиболее вовлеченная в протест группа — это молодежь 20—24 лет, при этом особенно велика ее доля в Петербурге. Стоит обратить внимание, что именно молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет значительно больше других возрастных групп одобряли январские протесты по данным опроса Левада-центра[9].  Более молодой профиль протестов в Петербурге может быть связан с тем, что люди более старших возрастов здесь в меньшей степени готовы участвовать в протестах, чем в Москве, где имеется значительно больший опыт протестов 2010-х годов[10].

Таблица 1. Возрастные характеристики участников митингов, в % от количества опрошенных на каждом митинге

  23 января, Москва 31 января, Москва 31 января, СПб 14 февраля, Казань 21 апреля, Москва 21 апреля,

СПб

N респондентов 370 310 453 122 330 377
менее 18 4,4 % 1,6 % 1,8 % 5,7 % 3,0 % 1,1 %
18-24 лет 24,9 % 23,6 % 32,9 % 40,2 % 28,2 % 34,8 %
25-39 лет 42,7 % 47,7 % 47,7 % 31,2 % 44,6 % 42,7 %
40-54 лет 19,5 % 17,4 % 13,7 % 13,1 % 13,6 % 11,1 %
55 и больше 8,5 % 9,7 % 4 % 9,8 % 10,6 % 10,3 %
Медианный возраст 31 30 28 25,5 29 27

 

График 1. Доли возрастных групп жителей Москвы и Петербурга и участников протестов в этих городах

Источники данных: опросы в Москве 23 января, 31 января и 21 апреля и в Петербурге 31 января и 21 апреля; данные Мосстата (https://mosstat.gks.ru/folder/64634) и Петростата (https://petrostat.gks.ru/folder/27595).

Среди протестующих оказалось очень много людей с высшим и неполным высшим образованием, что противоречит как популярному мифу о том, что на митинги ходят “одни спившиеся бомжи”, так и представлению о том, что это совершенно нормально, потому что у нас практически все имеют высшее образование. По переписи 2010 года, законченное высшее образование имеют 23 % россиян старше 15 лет, в Москве их доля существенно больше — 42 %[11]. А на митинге 31 января в Москве 71 % опрошенных имел законченное высшее образование, в Петербурге — 59 %. Количество людей с законченным высшим образованием на митингах во всех трех городах значительно превышает статистически ожидаемый процент людей с высшим образованием.

Таблица 2. Образование участников митингов, в % от количества опрошенных на каждом митинге

  31 января, Москва 31 января, СПб 14 февраля, Казань 21 апреля, Москва 21 апреля, СПб
N респондентов      310 453 122 330 377
Среднее или ниже 7,8 % 9,3 % 10,7 % 11,2 % 7,5 %
Среднее специальное 8,4 % 10,4 % 8,2 % 7,3 % 8,5 %
Неполное высшее 12,3 % 21,2 % 25,4 % 17,2 % 26,6 %
Высшее 71,4 % 59,1 % 55,7 % 63,8 % 57,4 %

 

«НОВИЧКИ» ВЫХОДЯТ НА УЛИЦУ

В наших соцопросах мы регулярно спрашиваем протестующих, когда они впервые участвовали в акции протеста. Как правило, среди них много постоянных участников подобных мероприятий, и только около 15 % опрошенных приходят впервые. Например, самый высокий показатель этого рода был на московском митинге на пр-те Сахарова 10 августа 2019 года — тогда 17 % вышли в первый раз (N = 408).

Результаты опроса 23 января в Москве были весьма неожиданными. Из 370 ответивших на этот вопрос, 156 респондентов, то есть 42 %, вышли на митинг впервые в этом году: либо участвовали впервые в самом митинге 23 января, либо встречали Алексея Навального во Внуково 17 января, либо выходили на пикеты после его задержания (таблица 4). При этом доля тех, кто участвовал в уличных протестах летом 2019 года (дело Ивана Голунова, выборы в Мосгордуму) для Москвы крайне невелика — 7 %. Старых участников протестов (тех, кто выходил в 2012 году и ранее) — всего 24 %, и половина из них старше 55 лет (таблица 3).

Такой результат характерен не только для Москвы. Большая доля «новичков» наблюдалась и на других митингах (таблица 3). Так, на акциях 31 января доля тех, что вышел впервые в 2021 году (это сумма тех, кто вышел впервые на этот митинг и тех, кто выходил на предыдущие акции в 2021 году), также оставалась очень высокой: 39 % в Москве, а в Петербурге она достигла почти половины (47 %). На согласованном митинге в Казани таких было 55 %. И в апреле в обеих столицах это число по-прежнему оставалось очень высоким.

Таблица 3. Ответ на вопрос «Когда вы впервые приняли участие в акции протеста?», в % от количества ответивших на разных митингах

  Мск, 23 января Мск, 31 января СПб, 31 января Казань, 14 февраля Мск, 21 апреля СПб, 21 апреля
N респондентов      370 310 453 122 330 377
Первый раз: сегодня 41,9 14,9 17,1 15,6 10,5 13,9
Первый раз: 2021 24,3 30,2 36,9 22,3 26,5
Первый раз: 2020 2,5 1,6 1,3 0,8 1,9 1,8
Первый раз: 2019 7,7 7,8 4,2 4,1 5,5 3,8
Первый раз: 2018—2013 22,2 22,0 28,6 42,6 25,9 22,7
Первый раз: 2012 или ранее 24,7 28,2 18,2 23,4 14,4
Затрудняюсь ответить 1,1 1,3 0,4 0,0 10,5 16,9

Прослеживается зависимость: чем больше молодых, тем больше «новичков» на митинге. Это верно для Москвы, Петербурга, Казани. Так, в Москве 23 января в возрастной группе 18—24 лет 60 % вышли впервые в этом году, а в группе несовершеннолетних (при всех оговорках, которые мы сделали выше) — 81 % (таблица 4).

 Таблица 4. Ответ на вопрос «Когда вы впервые приняли участие в акции протеста?». Опрос участников акции 23 января в Москве, в % по возрастным группам

  В 2021 году В 2020 году В 2019 году В 2013—2018 годах В 2012 или ранее Затрудняюсь ответить
до 18 81 0 6 0 6 6
18—24 60 3 10 25 0 1
25—39 41 3 6 19 28 3
40—54 25 1 7 27 37 3
55 и больше 6 0 10 26 52 6

«Новые» участники протеста в большинстве не были до выхода на улицу совсем аполитичными людьми, многие из них интересовались политикой и смотрели расследования ФБК, просто не были готовы или не считали нужным выходить на улицу. Так, один из митингующих, вышедший второй раз 31 января (а первый — 23 января), на уточняющий вопрос «А раньше почему не выходили, не интересовались политикой?» горячо возразил: «Нет! Я очень интересовался политикой, но просто все предыдущие протесты <…> они не вызывали такого общественного резонанса — условно там, какие-то там политические дела». [М.24, СПб, 31 января.] Другой собеседник, вышедший впервые 21 апреля, сказал, что до этого хотел, но боялся выходить на улицу: «Потому что наше чудное государство всячески терроризирует людей, запугивает касательно посещений митингов. Мол, будет вам плохо <…> [А когда Вы обратили внимание на Навального?] Услышал впервые о нем после фильма «Он вам не Димон», а дальше просто смотрел информацию. И потом познакомился с людьми, и потом уже следил за его расследованиями». [М.22, СПб, 21 апреля.][12]

Пополнение протеста «молодыми новичками» — это свидетельство того, что пассивное недовольство (внимание к антикоррупционным расследованиям, поддержка политических заключенных донатами и т. д.) переросло в готовность к уличным протестам — причем среди групп, которые раньше не считали возможным участие в публичных акциях. И это приводит нас к следующему вопросу — все ли они являются сторонниками Алексея Навального?

 

«БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРО НАВАЛЬНОГО»: МОТИВИРОВКИ УЧАСТИЯ В ПРОТЕСТЕ

Выйти людей на митинг призывали Фонд борьбы с коррупцией и Алексей Навальный. Однако не все вышедшие были его безусловными сторонниками.  Из числа опрошенных в Санкт-Петербурге 31 января только 22 % сказали, что они “полностью доверяют” Алексею Навальному; подавляющее большинство, 64,3 %, были более осторожны в оценках («скорее доверяют»), а 5,5 % не доверяют или скорее не доверяют Алексею Навальному (таблица 5). При этом безусловное доверие к Навальному Москвы и Петербурга отличается на 12 процентных пунктов — митингующие в северной столице гораздо более сдержаны в своих привязанностях и эмоциях (это, видимо, связано с большей узнаваемостью Навального среди москвичей).

 Таблица 5. Ответ на вопрос «Насколько Вы доверяете Алексею Навальному» на митингах 31 января, % от общего количества опрошенных

  Мск, 31 янв. СПб, 31 янв.
N респондентов 330 337
Полностью доверяю 34,2 22,0
Скорее доверяю 55,0 64,3
Скорее не доверяю 1,6 4,0
Совершенно не доверяю 1,0 1,6
Затрудняюсь ответить 8,1 8,2

Многие митингующие называли в качестве основной мотивировки участия в протестах морально-этические причины, а не политические. Некоторые вышли на улицу, потому что беспокоятся за Алексея Навального, в первую очередь как за человека: «В первую очередь [причина выхода] — арест Навального. Я пришла сюда бороться за его свободу, потому что я боюсь очень, что его все-таки там убьют». [Ж. 29, Томск, 23 января.] Количество подобных ответов возросло 21 апреля, когда к Навальному не допускали врача: «Я выхожу за Алексея Навального, незаслуженно осужденного, которого пытались убить — за него, за себя и за страну, которую я люблю». [М.22, СПб, 21 апреля.]  Морально-этические мотивировки настолько сильны, что часто перевешивали политические предпочтения: «Я не являюсь сторонником Алексея Навального, но я являюсь сторонником правового государства». [М.24, СПб, 31 января.]; «Я не поддерживаю политическую повестку Навального, но это история больше, чем про Навального. В любом случае в отношении Навального было проведено очень много незаконных действий: отравить человека, посадить человека, его штаб арестовывать — это незаконно. На месте Навального мог бы быть любой человек». [Ж.21, СПб, 23 января.]

Несколько раз наши информанты говорили, что Навальный — один из многих политических заключенных, и они выходят не только за него, но за всех. Так, мужчина с плакатом «Свободу Алексею Навальному и всем политзаключенным» прокомментировал свое участие и плакат: «Навальный, конечно, политзаключенный № 1, но кроме него есть еще много кого: дело «Сети», Мифтахов — да, свежее, и много, много еще». [М.40, СПб, 23 января.]. Еще один участник даже подчеркнул, что Навальный для него не на первом месте в повестке: «Сюда выхожу не столько за Навального, сколько именно против политзаключенных, чтобы такого не случалось, и в целом против нынешней власти». [М.18, СПб, 31 января.]

Были и те, кто делал акцент на личных, в том числе экономических, причинах (хотя такие встречались реже): «Многие говорят, что это все делается исключительно в поддержку конкретно Алексея Навального. Я думаю, что многие люди выходят в поддержку конкретно себя, своих интересов каких-то. Я вот, например, в общем, случилась пандемия и мне особенно так сказать “пригорело” от того, что происходит. Потому что я как индивидуальный предприниматель плачу налоги честно, и я думал, что возможно в этот раз наш президент нас всех поддержит… и прошла вот эта тонкая грань, когда ничего не произошло <…>. И я не понял: то есть мы сами по себе? Тогда зачем нам такая власть». [М.33, СПб, 31 января.]

Нередко «молодые новички» приводили в качестве побудивших их причин абстрактное желание достойной жизни и достойного будущего для себя и своей страны: «Важно [выйти на митинг], потому что считаю, что в России Путина у нас нет будущего, я бы хотел для себя, для своих друзей и близких иметь какое-то будущее, знать, что будет завтра <…>. У меня большие планы на жизнь». [М.20, СПб, 31 января.]; «Ну, я пришла за свободу и будущее нашей страны, потому что я считаю, что любая власть должна сменяться, что она должна быть справедливой». [Ж.17, Москва, 23 января.]

Примерно такой спектр был выявлен и во время опроса на согласованном митинге в Казани 14 февраля, где мы задавали вопрос о причинах, побудивших людей прийти на митинг. Основной мотив выхода — это «то, как к нам власти относятся»: отсутствие политических свобод, несменяемость власти, полицейский произвол, репрессии; эти причины упомянули 86 % опрошенных. Это не удивительно, учитывая, что политзаключенные — одна из тем митинга. Экономические причины (невыплаты, низкие пенсии, высокая цена жилищно-коммунальных услуг, понижающийся уровень жизни, в том числе в связи с пандемией) назвали 21 % опрошенных. Недовольство президентом выразили 13 %, столько же назвали причиной прихода на митинг коррупцию. Алексея Навального упомянули в положительном ключе 8 % респондентов («мне нравится, что он делает» [М. 19 лет], «я сначала Навального не поддерживала, но нельзя отравлять людей» [Ж. 27 лет]). Много причин попали «другое»: например, немало молодых людей говорили, что им категорически не нравится качество образования в Казани.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ «МНОГООБРАЗИЕ» МИТИНГА

На митинги 2021 года, которые были организованы соратниками Алексея Навального после его ареста, пришли представители самых разных движений и партий, которые в обычной жизни не разделяли его политические взгляды.

Большим политическим разнообразием отличались митинги в Санкт-Петербурге. На январских митингах были разные представители левого движения с флагами и плакатами: «Российское социалистическое движение» (РСД), «Марксистская тенденция», «Левый блок», «Революционная альтернатива». В целом, эти партии поддержали протесты, организованные ФБК, но пришли на них со своей субповесткой, в частности, с плакатами, требующими свободы осужденному 11 января анархисту Азату Мифтахову, а также с требованиями социальной справедливости: «Дворец под санаторий для льготных категорий. РСД». На митинге 31 января в Петербурге была хорошо заметна была большая растяжка РСД «Мир панелькам, война дворцам!». Вместе с ней, с флагами и плакатами активисты перечисленных левых движений залезали на большой сугроб на Пионерской площади, скандируя кричалки: «Власть миллионам, а не миллионерам» и «Выше, выше красный флаг, капитал наш главный враг». Также присутствовала и ярко себя обозначала «Либертарианская партия России»; ее представители взобрались на будку неподалеку и развернули там свой флаг.

В Москве представителей несистемных партий, которые репрезентовали себя символикой (значками, флагами, растяжками, плакатами) было значительно меньше. Свое присутствие открыто обозначили только члены Революционной рабочей партии (РРП), пришедшие со своими флагами, и Российского социалистического движения, сделавшие несколько плакатов с партийным логотипом. Из системной оппозиции нам встречались только флаги «Яблока» в Петербурге и Казани. Отметим, что 21 апреля в Москве на митинге мы встретили молодого человека, около 35 лет, «яблочника», который сказал, что он тут «нелегально, без партийной символики».

Присутствие разных несистемных партий на крупных митингах, организуемых Фондом борьбы с коррупцией, скорее характерно для последних лет, но в этот раз их присутствие было заметнее, чем в прошлые годы.

 

САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НА МИТИНГАХ

За последние несколько лет среди многих молодых людей сложилось специфическое отношение к митингу как к некоторой форме политической и эмоциональной инициации[13]. Участие в митинге воспринимается как включение в важный исторический процесс, борьба со своим страхом, поиск соратников и друзей, вхождение в группу посвященных, эмоциональное взросление. Не раз наши молодые информанты говорили, что на митинге очень важно чувствовать себя среди единомышленников («самым крутым для меня было чувство единения с людьми» [Ж.19, Москва, 26 марта 2017]), что это единение помогает преодолеть свои страхи и сомнения, поверить в свои силы («ну конечно страшно, но я вижу, что тут огромная солидарность у людей, друг за друга горой, хватались, кричали “позор” и мне это очень нравится» [Ж. 17-18, СПб, 8 марта 2017]). На протестах этого года также встречались похожие реплики. Так, одна девушка на вопрос, с кем она пришла 23 января, ответила: «Одна, я всегда одна, у меня единомышленников нету таких, которые со мной хотели бы на митинги ходить. Но я не считаю, что я одна, тут очень много крутых людей». [Ж.29, СПб, 23 января.] Другой собеседник на том же митинге рассказал, что в протестах начал участвовать примерно год назад. А на вопрос, что его к этому подтолкнуло, ответил: «Ну, потому что, видимо, стал взрослее, осознал, что пора выйти». [М.23, СПб, 23 января.]

При этом восприятие митинга как инициации может перевешивать собственно политические причины участия. На митинге в Казани 14 февраля молодые люди на вопрос о причинах участия в протесте довольно часто (не менее 30 таких ответов) отвечали: «посмотреть, кто придет», «как будет полиция относиться», «какие партии появятся», «посмотреть, что такое митинг»,  «мне 16, меня раньше мама не отпускала на митинги, а я хотела посмотреть, разрешила только на этот». Такие мотивировки участия в протестных акциях встречались во всех городах, где мы брали интервью: «Я лично для себя [фотографировал], ну и просто посмотреть на историю [пришел], грубо говоря». [М.16, СПб, 23 января.]

Такое эмоциональное и ритуализованное переживание митинга требует публичной репрезентации. Поэтому, например, на митингах 26 марта 2017 года против коррупции молодые люди через соцсети стремились подчеркнуть свое присутствие: устраивали коллективные фотографии на митинге, охотно позировали журналистам и вели стримы из автозаков. И, кстати, именно это увеличенное медийное присутствие создавало иллюзию, что практически все присутствовавшие на протестах 2017 года — очень молодые люди. Но сейчас публичная само-репрезентация участника митинга претерпела заметные изменения, по всей видимости, в результате кампаний по запугиванию. Например, на митинге в Петербурге 23 января две девушки 13 лет сказали, что делают фоточки на митинге себя и друзей, но на вопрос, куда они их выкладывают, одна из них сказала, что не будет выкладывать, опасаясь, что будут «проблемы в школе» [Ж.13, СПб, 23 января], а ее подруга сказал, что выкладывает в закрытый чат «только своим одноклассникам, которые тоже на стороне Навального» [Ж.13, СПб, 23 января].  Она же сказала, что «плакатов не делала, чтобы не вызывать внимания, чтобы полиция не схватила, так как нам всего по 13 [лет]».

 

«ГОЛОСА ПРОТЕСТА» — ПАРТИЙНЫЕ И НАРОДНЫЕ

Участие в митинге — это сообщение, адресованное окружающим или правителю, поэтому протестующие, как правило, стремятся сделать его максимально заметным с помощью плакатов, артефактов или даже перформансов (которые мы называем «сильными высказываниями»). Тем не менее, в связи с возросшими рисками для участников митингов (накануне массовой акции, на встрече Навального, народных сходах и пикетах в его поддержку жестко задерживали всех людей с плакатами) количество сильных высказываний резко упало.

Если, например, на согласованном февральском митинге в Казани 22 % опрошенных (практически каждый четвертый) держал те или иные знаки протеста, то есть сильные высказывания (см. Приложение 1), то среди опрошенных участников московского митинга 23 января только 3 % рискнули усилить свое присутствие на митинге «сильным политическим высказыванием», и это минимальный показатель за несколько лет исследований[14]. Большинство пришло просто поддержать протест своим «телесным участием»: «Я идею представляю своим присутствием, а не тем, что я хожу с плакатом» [М.16, СПб, 23 января]. Тем не менее, мы сделали базы данных, позволяющие изучать, какие «сильные высказывания» протестующие все же сделали 23 января в Москве и Петербурге в условиях повышенного полицейского насилия.

Следует понимать, что эти сильные высказывания имеют разное происхождение. Плакаты и другие знаки протеста, которые раздавали волонтеры штабов Навального, а также приносили с собой некоторые левые партии, мы называем институциональными. Человек, приходя на митинг и беря в руки такой плакат, становится «голосом» этой партийной группы. Сильные высказывания, которые сделаны руками самих митингующих (как правило, заранее и вне партийных инструкций), отражают не мнение организации, но собственное. Именно поэтому мы называем такие сильные высказывания вернакулярными (то есть «народными»).

В Москве содержание подавляющего большинства институциональных плакатов (42 из 47, предложенных волонтерами ФБК) сводилось к требованию освобождения Алексея Навального. Вернакулярные сообщения, сделанные без партийного влияния, были гораздо более разнообразны. Из 50 самодеятельных плакатов только 10 требовали освобождения оппозиционного политика, зато 16 выражали отношение к президенту («Путин вор»), 5 указывали на бедственное положение в стране («Все настолько плохо, что даже интроверты вышли на улицу»), 3 — на социальное неравенство («Куплю Ершик в складчину!») и 6 — прямой запрос на перемены («Пора выйти из комнаты для грязи»).

Для протестующих с самодельными плакатами была важна тема репрессий: на московском митинге авторы четырех плакатов (из 50) требовали освобождения не только Навального, но и других политических заключенных, а в Петербурге — на 8 из 42 («Свободу Алексею Навальному и всем политзаключенным», «Моя Россия сидит в тюрьме»). Столько же (8) плакатов в Петербурге было посвящено непосредственно Навальному. Отношение к президенту выражалось на 6 плакатах («Путин трус, а не мужик, вывез деньги в Геленджик»), 3 плаката было посвящено бедственному положению в стране («20 лет жизни нет») и 3 (так же, как и в Москве) требовали перемен («Нам НЕ нужно потерпеть еще немножко»).

Кроме того, некоторые участники митингов 23 января выражали свою поддержку Беларуси (подняв бело-красно-белые белорусские флаги) и хабаровскому движению в защиту арестованного губернатора Фургала.

На митинге 31 января в Санкт-Петербурге увеличилось количество плакатов, отсылающих непосредственно к фильму про дворец, и, в связи с этим, ярче оказалась представлена тема социального неравенства[15]. Из 15 институциональных плакатов, она была представлена на пяти, на трех из них одновременно с упоминанием и Путина, и требованием свободы Навальному («Пока ты сидишь дома, Путин веселится на аквадискотеке. #СвободуНавальному»), еще восемь выражали отношение к Путину и требовали свободы Навальному. А из 44 вернакулярных высказываний к фильму отсылали шесть («Мне сказали тут аквадискотека», «Наш дом покрылся плесенью»), еще три поднимали тему неравенства без прямых отсылок к фильму («Нищая страна. Богатый царь»). Навальному же было посвящено всего пять плакатов, а отношение к президенту выражали 11. Остальные были очень разнообразны, в частности четыре были посвящены силовикам или обращены к ним («Полиция с народом, но это не точно») — вероятно это было вызвано полицейским насилием на предыдущей акции. Появились и давно не встречавшиеся нам «игровые лозунги», таких мы насчитали пять, если исключить отсылающие к фильму («Прекрасный митинг хорошие люди еще пойду», «Русский бунт, осмысленный и мягкий»).

Таким образом, сильные высказывания охватывали гораздо более широкий диапазон проблем, чем было заявлено ФБК в повестке митинга, и соответствовали палитре мотивировок участников, о которых мы говорили выше.

 

ЁРШИКИ И ТРУСЫ: ИНДЕКСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПРОТЕСТА

Высокий риск быть задержанным с плакатами приводит к тому, что активно развивается политический индексальный язык: протестующие начинают посылать окружающим знаки-индексы в виде рисунков или артефактов[16]. Эта тактика вполне осознается некоторыми информантами как правильная и осмысленная. Так, одна из наших собеседниц в Санкт-Петербурге пришла на митинг с цветком, сделанным из ершика и лент-лепестков в цветах российского флага: «Такой получился цветок необычный. Каждый цвет несет какую-то смысловую нагрузку. Это такие тайные послания, которые на сегодняшний момент мы посылаем в эфир, правительству нашему, людям, народу», — рассказала она в интервью. [Ж.54, СПб, 23 января.]

В 2021 году главным протестным знаком-индексом стали «ершики» и «трусы Навального». 23 января 10 % среди сильных высказываний в Москве и 9 % в Петербурге занимали именно ершики. Митингующий, поднимающий над головой только что купленный ершик, отсылает к эпизоду фильма «Дворец Путина», где показывается бессмысленно дорогой ершик для туалета.  Роскошь дворца Путина, продемонстрированная в фильме, не инструментальна с точки зрения государства. Она не нужна социуму: там не награждают, не принимают публично делегации. Эта роскошь частная и при этом нарушающая все границы возможного в представлениях о богатстве частного человека. Воображение людей, пораженное масштабами дворца, породило в январе 2021 года много шуток: «Во дворце Путина обнаружен Геленджик», «В этом видео я узнал — моя квартира стоит диван». Сразу же появилась новая единица измерения: пользователи соцсетей наперебой измеряют свои зарплаты и стоимости квартир в ершиках для туалета из дворца. «Средняя зарплата российского учителя, пересчитывали пользователи соцсетей, — равна 0,5 ершикам». Это раздражение стало аргументом для участия в митинге: «если бы власть не была коррумпирована, то наше мнение бы учитывалось, а так как оно не учитывается, нет других легальных способов показать свое сопротивление <…>. У меня просто уровень злости на то, что люди могут так себе позволять жить на деньги, которые не заработали, слишком высок», — сказала студентка одного из петербургских вузов, ранее воздерживавшаяся от участия в протестах. [Ж.21, СПб, 23 января.]

На втором месте по популярности среди знаков-индексов с большим отрывом — «трусы Навального». Этот мем отсылает к видео с записью разговора Алексея Навального с сотрудником ФСБ Константином Кудрявцевым[17], из которого стало понятно, что отравляющий яд «Новичок» был нанесен сотрудниками на нижнее белье политика. «Трусы Навального» стали знаком, отсылающим к теме политических убийств и репрессий. На митинге эти знаки появлялись реже, чем ершики: от 2 % в Москве до 4 % в Петербурге среди всех прочих сильных высказываний. Зато «трусы Навального» в качестве знака-индекса активно использовали пикетчики сразу после видео разговора с Кудрявцевым. Так, 22 декабря в Москве был задержан за одиночный пикет вышедший с трусами к зданию ФСБ режиссер Виталий Манский[18], а в Санкт-Петербурге в тот же день у Гостиного двора прошла серия одиночных пикетов с трусами[19], которые продолжались до конца года. Нам удалось поговорить с участником одиночного пикета в Москве у метро «Арбатская», стоявшим с плакатом, на котором был нарисован тот же самый знак-индекс с текстом «Сдам трусы в стирку на Лубянку». Участник пикета сказал, что после просмотра разговора Навального со своими отравителями решил, что не может просто сидеть дома: «Я увидел последнее расследование про отравление, особенно вот этот разговор с Кудрявцевым, меня конечно это очень поразило, но даже не из-за того, что это сделали именно с Навальным, меня поразило как настроена-устроена система убийств у нас в России». [М.47, Москва, 29 декабря 2020.]

На акциях протеста сформировались новые знаки-индексы, которые позволяют продемонстрировать в публичном пространстве две важные для россиян проблемы. Ершик отсылает к теме непозволительной роскоши, несоизмеримости жизни простых россиян и политической элиты, а «трусы Навального» стали знаком-индексом политических репрессий и политических убийств. В условиях, когда разворачивание плаката с длинным высказыванием карается практически немедленным задержанием, политические знаки-индексы становятся практически единственной возможной формой «сильного высказывания».

 

ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРОТЕСТА И СОЛИДАРНОСТИ С МИТИНГУЮЩИМИ

Существует несколько форм уличной активности, не подпадающие под определение «массовая политическая акция». Это пикеты — одиночные и сериальные[20], а также посещение суда над политическим заключенным или «стояние у суда».  Многие наши респонденты говорили, что несогласованный митинг они считают не самой лучшей формой протеста (самыми частотными причинами этого назывались высокий риск задержания и страх толпы). Два года назад, 29 сентября 2019 года, на согласованном митинге в Москве (который был посвящен политическим репрессиям) мы спрашивали (892 респондента), какие формы активности для респондента возможны в будущем: голосование на выборах, подписание петиций, обращений и писем, жертвование денег, посещение судов, стояние в пикетах, написание постов в социальных сетях и другое. Большинство опрошенных собирались прибегнуть почти ко всем этим формам в ближайшем будущем, 54 % хотели финансово поддерживать политзаключенных через правозащитные организации, 43,5 % собирались участвовать в пикетах, а 34 % опрошенных сказали, что собираются посещать суды над политзаключенными. При этом более молодые предпочитали одиночные пикеты, а люди постарше — форму «стояния у суда» или пожертвование правозащитным организациям. «В стоянии у суда есть хоть какой-то смысл — видно, что политзаключенного поддерживают». [М. 49, август 2019, Москва.]

Эти две формы считались до 2021 года относительно безопасными (в том смысле что они несут меньше рисков для личной свободы, чем митинг), однако в 2021 году ситуация изменилась: и сериальные пикеты, и стояния у суда стали регулярно приравнивать к массовым политическим акциям и разгонять, а людей задерживать[21]. 2 февраля на «стояние у Мосгорсуда» во время суда над Алексеем Навальным собралось (одномоментно) около 350—500 человек, акции поддержки проходили и в десятке других городов. В этот день в разных городах были задержаны 1512 человек[22].

В результате формы солидаризации с митингующими, не связанные с «улицей», активно развиваются, поскольку остаются последним вариантом, не несущим высоких рисков задержания. В 2021 году, еще до начала протестов, люди начали записываться волонтерами в колл-центры ОВД-Инфо, а во время протестов дежурили у центральных отделений полиции, чтобы координировать помощь задержанным. Эти формы были востребованы сразу, как только стало известно о невероятно большом количестве задержаний 23 и 31 января: не менее 4033 и 5754 человек соответственно[23]. Довольно быстро возникли и другие формы солидаризации: сочувствующие подключались к чатам в Телеграме по городам, договаривались и разносили продуктовые передачи в отделения полиции, а также собирали на них деньги (в чате «Передача. Москва», например, сейчас более 6 тыс. участников). Поскольку те митингующие, которые получили административный арест, отправлялись в спецприемники часто очень далеко от города (например, «Сахарово»), возникли группы волонтеров, которые в январе и феврале 2021 года дежурили у спецприемников на машинах и отвозили людей домой[24].

Довольно часто финансовая поддержка политзаключенным становится постоянной формой солидаризации. Некоторые информанты говорили, что на митинги ходят не очень часто («Ну вот, когда был единый день… И два раза, по-моему на Немцове»), но при этом регулярно переводят донаты: «Я жертвую регулярно ФБК, я жертвую 7х7, это платформа блогов и медиа. Ну и жертвую так, от случая к случаю, когда объявлен сбор какой-то, иногда откликаюсь». [М. 47, Москва, 21 апреля.] Форма помощи задержанным является альтернативой не только для тех, кто пока не решается выйти на митинг, но и для активистов «со стажем», если они боятся, допустим, повторных задержаний или привлечения лишнего внимания к своим партиям. Например, участники одного из левых движений в Санкт-Петербурге решили не ходить 21 апреля со своей символикой на митинг, а сосредоточить свои силы на помощи задержанным[25]. В интервью нам также называли помощь задержанным как хороший вариант участия для тех, кто не решается выходить на митинг: «Лично я агитирую за передачи тем, кого поймали. Ну то есть если человек боится идти на митинг, то он может просто передать что-то задержанным, потому что это очень важно — помочь тем, кто оказался в этой ситуации». [М. 22, СПб, 21 апреля.]

Одной из самых популярных форм солидаризации является финансовая поддержка правозащитных волонтерских организаций, таких как «Апология протеста», «Гражданское содействие» и проект «ОВД-инфо». В 2019 году средний месячный объем пожертвований для ОВД-инфо составлял полмиллиона рублей, но в августе, на пике протестов, он достиг 10,6 млн руб. В 2021 году картина стала еще более впечатляющей. Если средний размер пожертвований осенью 2020 года составлял 3,5 млн в месяц, то в январе и феврале 2021 года сумма пожертвований достигла 49 и 57 млн руб. соответственно. Если количество тех, кто переводил деньги на политзаключенных, в 2019 году за время протестных месяцев увеличилось в 10 раз и достигло среднего уровня 7 тыс., то в 2021 году количество людей, переводивших деньги в январе-феврале, достигло 58 тыс. в месяц, то есть увеличилось в 8 раз (график 2).

 График 2. Объем пожертвований проекту ОВД-инфо и количество тех, кто переводил деньги, в % от общей суммы пожертвований и количества «спонсоров» за весь период с января 2019 по июнь 2021 года

Красным цветом выделены месяцы уличной массовой протестной активности.

Источник: открытые отчеты ОВД-инфо, данные за январь и февраль 2019 года даны на сайте ОВД-Инфо вместе, мы указали за каждый месяц среднее, поделив пополам (https://ovdinfo.org/crowdfunding_otchet)

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КТО ЭТИ ПРОТЕСТУЮЩИЕ И ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ИХ ВОЛНУЕТ?

Что в целом можно сказать о составе участников протестов, их поведении и способах публичной репрезентации? Хотя численность протестов оценить трудно, можно утверждать (по крайней мере, для Москвы), что массовость акций 23 января и 21 апреля была примерно одинаковой (см. Приложение 1).

Представления о протестах — 2021 как о «революции детей» или «протесте бомжей» являются одинаково неверными. Однако протест резко сдвинут в сторону представителей молодых возрастов, если сравнивать с демографической структурой населения. Максимально вовлеченная группа — молодежь 20—24 лет: их присутствие на митингах в 4—5 раз превосходит ожидаемое. Основная часть и новых, и старых участников составили люди 18—39 лет (70—80 %), уже получившие или получающие высшее образование (84 % в Москве и 82 % в Санкт-Петербурге).

Протест обновился по своему составу: для значительной доли митингующих (более 42 %) это был первый опыт участия в публичных акциях, причем основная часть «новичков» — молодые люди в возрасте до 25 лет. Некоторые из молодых участников воспринимают свое участие в митинге как политическую инициацию.

Не все участники протеста — сторонники Алексея Навального: его поддержка является далеко не единственной мотивировкой участия в митингах. Из анализа текстов плакатов и интервью мы знаем, что основными мотивами выхода на улицу — прежде всего для тех самых 42 % «новичков» — являются недовольство политической ситуацией в целом, социально-экономическим расслоением общества и политическими репрессиями. Созданные во время уличных акций новые знаки-индексы позволяют выражать недовольство двумя проблемами — политическими убийствами и коррупцией — максимально кратким, ироничным и визуальным образом.

 

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы статьи выражают благодарность Кириллу Рогову, нашим коллегам по группе МАФ и волонтерам, которые проводили опросы и наблюдения, а также делились ценными замечаниями: Сергею Белянину, Борису Пейгину, Анне Курочкиной, Марии Гавриловой, Анастасии Карасевой, Артему Серебрякову, Анне Чернобыльской, Елене Федоровне Югай, Елене Алексеевне Югай,  Нине Александровой, Анне Орловой, Асмик Новиковой, Ивану Сорочану, Гузелии Гиматдиновой, Ольге Карташевой, Елизавете Семирхановой, Марии Сухановой, а также группе PS-Lab и волонтерам, вместе с которыми мы собирали интервью 21 апреля. Авторы благодарны Борису Овчинникову за организацию опроса в Фейсбуке.

Исследование проведено в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-908).

 

 ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Средние значения переменных

  Москва, 23.01 Москва, 31.01 Спб, 31.01 Казань, 14.02 Москва, 21.04 Спб, 21.04
Всего опрошено 467 356 505 150 364 446
Получено ответов 370 310 453 122 330 377
Процент ответов 79,2 87,1 89,7 81,3 90,7 84,5
Мужчин 54,6 62,6 56,2 58,0 52,7 50,0
Женщин 45,2 37,1 43,6 41,3 47,0 498
     Сильные высказывания: плакаты, артефакты и т. д. 3,4 1,1 5,3 22,0 1,1 2,0
Возраст менее 18 4,3 1,6 1,8 5,7 3,0 1,1
Возраст 18—24 24,6 23,5 32,9 40,2 28,2 34,7
Возраст 25-39 43,0 47,7 47,7 31,1 44,5 42,7
Возраст 40-54 19,7 17,4 13,7 13,1 13,6 11,1
Возраст 55 и выше 8,4 9,7 4,0 9,8 10,6 10,3
Обр: неполное среднее 2,3 1,1 4,1 1,5 1,6
Обр: среднее 5,5 8,2 6,5 10,3 5,7
Обр: среднее специальное 8,4 10,4 8,1 7,3 8,3
Обр: незаконченное высшее 12,3 21,2 25,2 17,2 26,0
Обр: высшее 69,9 56,6 53,7 62,5 53,8
Обр: ученая степень 1,3 2,4 1,6 1,2 2,3
Обр: затрудняюсь ответить 0,3 0 0,8 0 2,3
Первый раз:   сегодня   (Москва 23.01: сегодня или в этом году) 41,9 14,9 17,1 15,6 10,5 13,9
Первый раз: 2021 24,3 30,2 36,9 22,3 26,5
Первый раз: 2020 2,5 1,6 1,3 0,8 1,9 1,8
Первый раз: 2019 7,7 7,8 4,2 4,1 5,5 3,8
Первый раз: 2018—2013 (Казань: в 2018 году или раньше) 22,2 22,0 28,6 42,6 25,9 22,7
Первый раз: 2012 или ранее 24,7 28,2 18,2 23,4 14,4
Первый раз: затрудняюсь ответить 1,1 1,3 0,4 0 10,5 16,9
Навальный: полностью доверяю 34,2 22,0
Навальный: скорее доверяю 55,0 64,3
Навальный: скорее не доверяю 1,6 4,0
Навальный: совершенно не доверяю 1,0 1,6
Навальный: затрудняюсь ответить 8,1 8,2

 

 2. Сравнение численности протестных акций 23 января и 21 апреля 2021 года в Москве

Оценка численности несогласованных акций — нетривиальная задача, особенно, если акция рассредоточена по разным локациям, а участники акции постоянно подвергались риску быть задержанными и избитыми [26]. В результате риск столкнуться с насилием со стороны полиции был весьма высок и часть протестующих использовала маскирующую стратегию — до тех пор, пока количество пришедших на конкретное место с протестными темами не становилось достаточным для того, чтобы чувствовать себя относительно безопасно (поскольку при большом скоплении народа риск задержания снижается). Не случайно на наши вопросы в интервью во всех городах нам встретились ответы «я просто гуляю».

Поэтому оценки численности митингующих могут очень сильно различаться. Например, численность акции 23 января в Москве (наиболее крупной из прошедших в этом городе в этом году) оценивалась как в 20, так и в 40 тыс. участников.[27]  Число участников акции находится где-то в этом диапазоне. Мы не беремся говорить о численности акций вообще, но можем сравнить акции между собой.

Хотя мы не беремся оценить численность акции 21 апреля, мы можем утверждать, что в Москве число вышедших 23 января (первая акция) и 21 апреля (последняя акция) было примерно одинаковым. Этот вывод следует из двух вещей. Во-первых, мы использовали данные опроса в Фейсбуке, где задавались вопросы как про участие в акции 23 января в Москве, так и про участие в акции 21 апреля [28]. Из 99 опрошенных 40 человек приняли участие в обеих акциях и 23 человека были 23 января, но не 21 апреля. То есть примерно две трети участников акции 23 января также посетили акцию 21 апреля. Во-вторых, на акции 21 апреля в Москве мы задавали следующий вопрос: «Принимали ли вы участие в протестных акциях в январе-феврале 2021 года?». Среди ответивших 70,6 % ответили положительно — то есть подавляющее большинство участников апрельской акции выходили на улицы либо 23 января, либо 31 января, либо 14 февраля, либо сказали, что их первый опыт был 2021 году. Так что процент выбывших приблизительно компенсировался новыми участниками. Таким образом, по нашими расчетам, соотношения числа участников 23 января и 21 апреля в Москве с вероятностью 95 % составляет от 0,79 до 1,2; разброс столь велик из-за малого числа опрошенных.

Мы понимаем, что выборка в фейсбук-опросе не была репрезентативной — опрос могли пройти только люди, подписанные на страницы, где этот опрос был размещен. Более того, в этой выборке некоторые социально-демографические группы могли быть представлены в большей степени, чем на январских и апрельской акциях. Поэтому полученные здесь оценки следует принимать с важной оговоркой: приведенные выше проценты для тех, кто имел возможность пройти опрос, были такими же, как и для всех остальных участников акций. С этой и рядом других оговорок наши выводы позволяют утверждать, что число пришедших на акцию 21 апреля не могло сильно отличаться от числа пришедших 23 января.

 

[1] Наша исследовательская группа — независимая межинституциональная группа социальных антропологов, социологов и экономистов — последние несколько лет изучает уличные протестные акции. На каждой акции мы проводим наблюдение и фотофиксацию “сильных высказываний”, интервьюирование участников и, по возможности, социологический опрос. Всего мы провели шесть социологических опросов на трех несогласованных митингах в Москве (23 и 31 января, 21 апреля),  на двух несогласованных митингах в Петербурге (31 января, 21 апреля) и одном согласованном митинге в Казани (14 февраля), опросив 1962 респондента. Опросы проводились методом невероятностной выборки, наши интервьюеры опрашивали каждого пятого. Также мы записали 95 интервью на двух митингах (23 января и 21 апреля) в Москве и трех митингах (23, 31  января и 21 апреля в Петербурге) и создали три базы данных по знакам протестов (плакаты, флаги, значки) на митингах 23 января в Москве и Петербурге и 31 января в Петербурге. 70 из 95 интервью (36 в Москве и 34 в Санкт-Петербурге) были записаны 21 апреля, когда мы объединили усилия с “Лабораторией публичной социологии”. Интервью записывала сборная команда вместе с волонтерами.

[2] https://meduza.io/shapito/2021/01/21/v-tiktoke-novyy-trend-svobodunavalnomu-video-po-etomu-heshtegu-posmotreli-bolshe-80-millionov-raz

[3] 26 марта 2017 года в России проходили во многих городах митинги, организованные Фондом борьбы с коррупцией.

[4] https://www.svoboda.org/a/31063205.html

[5] https://www.ridus.ru/news/345724?fbclid=IwAR1bFgneVbRtnrHjVyIR1pvpWJTFrgwBnOLeGLp9hwmMNLIYzsTp4WZ3hXE

[6] Здесь и далее приводятся данные мониторинга социальных сетей, регулярно проводимого группой “Мониторинг актуального фольклора”.

[7] Данные на 28.01.2021: https://ovdinfo.org/articles/2021/01/23/svobodu-navalnomu-itogi-vserossiyskoy-akcii-protesta-23-yanvarya

[8] Соколова А., Головина М., Семирханова Е. Вы нас даже не представляете: социальный портрет митингующих в динамике // «Мы не немы!»: Антропология протеста в России 2011—2012 годов. — Тарту, 2014. — С. 83—122.

[9] Январские протесты // Левада-центр. — 10.02.2021. Режим доступа: https://www.levada.ru/2021/02/10/yanvarskie-protesty/

[10] Благодарим нашего коллегу Кирилла Рогова, который указал нам на это возможное объяснение.

[11] Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании / А. Р. Бессуднов  // Вопросы образования. — Москва. — 2017. — № 3. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2017/10/04/1159486701/Bessudnov.pdf

[12] Эту особенность «новичков» уличных протестов 2021 года отмечали также исследователи группы  PS-Lab на основе анализа корпуса интервью, собранных 21 апреля: Журавлев О., Ерпылева С. Что нового в новых протестах? // OpenDemokracy. — 2021. — 24 мая. Режим доступа: https://www.opendemocracy.net/ru/chto-novogo-v-novyh-protestah-erpyleva-zhuravlev/

?fbclid=IwAR3IwTkKvpUlcCN7DLTAc9XC0dozdwDxBaRvUoIQZyEu72blNZqvQAb6EM4

[13] Об этом подробнее было рассказано на семинаре ЦТСФ РГГУ 31 мая 2017 года в докладе группы МАФ «Митинг как коммунитас и структура».

[14] При проведении опроса интервьюер должен был отмечать в программе наличие сильного высказывания.

[15] Напомним, что митингующие 31 января в Москве разгонялась полицией, в результате практически не было сильных высказываний.

[16] Об этом см.: Архипова А., Белянин С., Кирзюк А., Козлова И., Радченко Д., Югай Е. Жизненный цикл мема… в чайках, бакланах и уточках / А. Архипова // Искусство кино. — 2018. — № 1—2. —   С. 300—312.

[17] https://www.youtube.com/watch?v=ibqiet6Bg38

[18] https://mbk-news.appspot.com/news/manskogo-oshtrafovali/

[19] https://www.zaks.ru/new/archive/view/208112

[20] Сериальным пикетом мы называем серию одиночных пикетов, когда участники сменяют друг друга на одном месте.

[21] https://meduza.io/feature/2021/07/21/v-rossii-pod-vidom-borby-s-koronavirusom-zapretili-ne-tolko-mitingi-no-i-odinochnye-pikety-meduza-vyyasnila-kak-eto-proizoshlo

[22] https://ovdinfo.org/news/2021/02/02/spisok-zaderzhannyh-v-svyazi-s-sudom-nad-alekseem-navalnym-2-fevralya-2021-goda

[23] https://ovdinfo.org/articles/2021/01/29/poziciya-ovd-info-po-massovym-presledovaniyam-v-svyazi-s-akciyami-23-yanvarya ; https://ovdinfo.org/articles/2021/01/31/vtoraya-vserossiyskaya-akciya-protesta-svobodu-navalnomu-itogi-31-yanvarya

[24] Гжель В., Шкуренок Н. «Солидарность людей — это очень приятно, до слез»: волонтеры о помощи задержанным на протестах / В. Гжель // OpenDemokracy. — 2021. — 23 апр. Режим доступа: https://www.opendemocracy.net/ru/volontery-o-pomoschi-na-protestah/

[25] Включенное наблюдение одного из авторов статьи.

[26] Например, в Москве 23 января собравшихся на Пушкинской площади постепенно рассеяли по переулкам, а 31 января не удалось даже собраться в одном месте: центр Москвы был перекрыт полицией полностью, не работало даже метро, отдельные группы протестующих, которые смогли прорваться в центр, «гуляли» по разным улицам. 21 апреля в Москве значительных задержаний не было, но зато использовалась тактика временных перекрытий, из-за чего точки сбора митингующих оказались в нескольких местах: Пушкинская площадь, пространство вокруг Ленинской библиотеки, Тверская и Никольская улицы. В Петербурге протест был гораздо более централизованным: протестующим удалось, несмотря на противодействие полиции, собраться в одном месте — 23 января на Сенатской площади, а 31 января на Пионерской площади (у ТЮЗа) и оба раза пройти шествием. 21 апреля в Санкт-Петербурге большая группа протестующих собралась в Александровском саду, но шествие, двинувшееся оттуда, очень скоро из-за жестких задержаний начало рассеиваться.

[27] По оценке Дмитрия Нестерова, координатора движения “Белый счетчик”, пиковое число участников составило 15 тыс. человек в три часа дня; всего участников было около 20 тыс. В то же время агентство Reuters приводит цифру в 40 тыс. участников: https://meduza.io/news/2021/01/23/belyy-schetchik-na-aktsiyu-v-moskve-sobralis-bolshe-20-tysyach-chelovek-eto-rekord-dlya-nesoglasovannyh-mitingov-s-2013-goda ;

https://meduza.io/news/2021/01/23/reuters-na-aktsiyu-v-podderzhku-navalnogo-v-moskve-vyshli-40-tysyach-chelovek

[28] Опрос был проведен блогером и дата-аналитиком Борисом Овчинниковым и размещен на его странице www.facebook.com/boris.ovchinnikov с аудиторией около 6 тыс. человек, а также на нескольких других страницах.

Поделиться ссылкой: