Проблема политического выбора и вызовы экономической политики
Роль политического выбора
В любой суверенной экономической системе темпы экономического развития в долгосрочной перспективе могут быть как очень высокими, так и разочаровывающими, неважно какими начальными ресурсными факторами она обладала. Поэтому «естественные темпы роста» — это статистическая концепция, которая уводит от понимания реальных факторов экономического развития.
Главный фактор, определяющий экономический прогресс, — это способность существующей политической системы раскрыть внутренний предпринимательский потенциал нации. В исторических примерах национального «экономического успеха» решающую роль играло формирование на вершинах власти политического ядра, приверженного целям экономического развития страны. Если у власти были политики, понимающие из чего складывается экономический успех нации, шансы на процветание и развитие всегда оказывались выше. Для любой истории успеха как правило было характерно умение политиков, находящихся на вершине власти, сформулировать и реализовать успешную экономическую стратегию, сделать выбор в пользу экономически выгодных для страны решений и провести их в жизнь, создавая внутреннюю доверительную среду и внешнеполитические условия, в которых национальный бизнес может развиваться и реализовать передовые инвестиционные инициативы, привлекая ресурсы и технологии со всего мира.
Южнокорейский диктатор Пак Чонхи, понимая, что для чтобы выбраться из нищеты необходимо перенимать предпринимательскую культуру, передовые технологии и финансовые ресурсы развитого мира, неоднократно заявлял, что для благоприятного развития необходимо сместить акценты с простого наследования благих дел предшественников на творческое восприятие завтра. Опираясь на поддержку США, он сумел круто развернуть внешнеполитический курс от противостояния с соседями, прежде всего с Японией, к экономическому сотрудничеству и постепенному формированию мощной экспортно ориентированной экономики. Не имеет смысла повторять здесь и описание хорошо известного пути к успеху китайской экономики, которая, прежде чем стать второй державой мира, десятилетиями впитывала в себя капитал и новейшие технологические достижения развитого мира.
И, наоборот, в исторических примерах «экономического поражения» власть и приближенная элита рассматривали властные полномочия под углом зрения частных групповых интересов, не гнушались для их удовлетворения политической коррупцией и делегимитизацией институтов правоприменения, что искажало и разрушало доверительную среду и ставило экономику на грань стагнации. И таких примеров немало. Как правило, такие примеры относятся к странам, размеры экономик которых не достигли значимых величин и которые страдали от коррупции в высших эшелонах власти. Через такие периоды прошли страны Латинской Америки, на такой траектории находится целый ряд стран Африки. Коррупция, жажда обогащения и частный интерес элит в этих странах не позволяли создать институты, которые действовали бы в интересах общества в целом и формировали конкурентную предпринимательскую среду.
Барьеры развития
Сегодня для успешного экономического развития России существует большое количество барьеров. В моменте к ограничителям можно отнести:
– негативные демографические факторы;
– огосударствление коммерческого сектора экономики;
– неблагополучие правовой среды и коррупция;
– тенденцию к экономической и культурной автаркии, растущую изоляцию страны по линии привлечения технологий и капитала;
– снижение качества здоровья нации и ее интеллектуального капитала.
Все это, за исключением, пожалуй, демографии, является следствием полного отсутствия интереса к созданию общественно полезной модели экономического развития и отсутствия взаимопонимания между бизнесом и государством относительно целеполагания и правил экономической деятельности. По этой причине уйти от скатывания в «модель экономического регресса» просто последовательным снятием одного за другим перечисленных барьеров, без разворота в сторону открытости экономики не получится. В этом смысле движение в направлении автаркии, диктуемое существующим пониманием геополитических интересов страны, будет и дальше «лить воду» на формирование долгосрочной траектории экономической стагнации.
Развилка: открытость / автаркия
Наиболее эффективным маневром, способным вывести экономику России на траекторию устойчивого роста, мог бы быть отказ от политики экономической и культурной автаркии с целью преодоления тенденции к технологической и инвестиционной изоляции.
Модель стимулирования роста может быть в этом случае построена на сочетании факторов (1) подходящей цены имеющихся квалифицированных трудовых ресурсов; (2) привлечения капитала и (3) международной технологической кооперации для создания национального экспортного потенциала в передовых не сырьевых отраслях.
Надо отметить, что в недавней истории новой России элементы такой концепции реализовывались, когда с поощрения властей отечественный частный бизнес и государственные коммерческие компании осуществляли экспансию на зарубежные рынки через покупку активов и создание совместных предприятий. Однако после событий 2014 года началось движение вспять и было провозглашено импортозамещение — трата ресурсов на повторение на территории страны того, что уже давно создано в мире, причем, из-за отсутствия международной кооперации менее эффективным способом.
Пока этот процесс набирает силу, его политическая подоплека подталкивает к построению автаркической экономической модели, в рамках которой для обеспечения роста требуется 1) интенсификация труда без адекватной компенсации и ограничение или 2) изъятие права свободного распоряжения капиталом у частных собственников. Будут ли предприняты попытки использовать эти факторы в реальной политике и насколько они могут быть эффективными — вопрос открытый. Пока реальным представляется лишь инерционный вариант развития — продолжение тенденции относительно низких темпов роста, что приведет к снижению вклада отечественной экономики в мировой ВВП еще на 0,5–0,7 п. п. за следующее десятилетие. Нарушить траекторию инерционного развития могут лишь очень сильные внешние экономические шоки, которые приведут к пересмотру существующего статус-кво во многих аспектах внешней и внутренней политики.
Политэкономия закрытости
Почему не происходит разворот к казалось бы выгодной для общества модели роста, основанной на модели открытости? Модель экономической автаркии оказывается выгодной прежде всего для тех стейкхолдеров, которые являются ее бенефициарами, которые и обеспечивают ее формирование и сохранение. Для «генералов автаркии» открываются новые ниши для расширения деятельности за счет привилегированного доступа к государственным ресурсам и власти в целом. Движение к автаркии расширяет их материальный базис, их численность и политический вес в принятии ключевых решений. Кроме того, эта модель выгодна для неконкурентоспобного бизнеса, который для реализации концепции импортозамещения получает преференции от государства и от соответствующей политики властей. Модель экономической автаркии ограничивает возможности развития для наиболее творчески и предпринимательски активной части общества — молодежи, квалифицированных специалистов, образованного класса, талантливых деятелей науки, культуры. Однако именно эти группы в настоящих общественно-политических условиях менее всего могут влиять на выбор модели экономического развития.