Российское правительство кризис застал врасплох и первая реакция была замедленной
Доклад из 9-го выпуска «Либеральная миссия — Экспертиза» (под редакцией Кирилла Рогова) — «Коронакризис-2020: что будет и что делать? Сценарии развития и меры экономической политики».
Полностью масштабы экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и теми ограничениями экономической деятельности, которые потребовались для борьбы с коронавирусом, пока оценить трудно. Наиболее вероятным сценарием экономических последствий эпидемии представляется снижение темпов роста мирового ВВП до 0% или даже небольшой спад. В США спад составит 10-15% во втором квартале и 2-3% по итогам годам. В России cпад по итогам года будет больше 4-5%. Основной удар в мире придётся по сервису, туризму и развлечениям, а в России пострадает в первую очередь малый бизнес.
Основными «дополнительными» факторами развития кризиса мне кажутся политические. Недостаточная помощь гражданам по ходу кризиса может привести к социальным возмущениям. Слишком агрессивный контроль над ценами может привести к дефициту. Неадекватно ранний выход из карантина может привести к появлению «второй волны». Пока помощь гражданам в масштабе 10-15% от ВВП выглядит адекватным ответом.
Российское правительство кризис застал врасплох и первая реакция была замедленной – до самого конца марта не было осознания остроты медицинской проблемы и, как следствие, не было осознания масштабов экономического кризиса. Это тем более удивительно, что один из главных «индикаторов благополучия» российской экономики, мировая цена на нефть, указывала на надвигающийся кризис ещё в начале марта. Возможно, ложная атрибуция падения цен на нефть, вызванного не срывом сделки ОПЕК+, а мировым экономическим кризисом, внесла вклад в недооценку сигнала.
Если говорить о механизмах поддержки российской экономики, то денежная политика должна ставить своей целью обеспечение стабильности банковской системы. В частности, нет смысла снижать ключевую ставку, если единственным результатом этого станет бегство капитала и падение курса рубля. Специфика нынешнего кризиса состоит в том, что правительство не будет стараться, как в случае других кризисов, стимулировать совокупный спрос. Остановка экономической деятельности, кроме самой существенной – это цель предпринимаемых мер. Приоритетная задача на «острую фазу» кризиса (период, пока экономическая деятельность сдерживается карантином) – поддержание уровня жизни граждан.
Разумная мера в этой ситуации – выплатить каждому гражданину единовременное пособие (например, 10 000 руб. в течение апреля – мая и потом по 10 тысяч летом и осенью). В текущих условиях это самый лучший способ таргетировать наименее социально защищенных россиян. Осенью это поддержит совокупный спрос, который страдает от падения цен на нефть и доходов граждан, и облегчит восстановительный рост. Цена вопроса (выплата по 10 000 три раза) вполне реалистична. 10 000 руб. каждому россиянину – это примерно 1–1,5 трлн руб., или $15–20 млрд. Такие деньги есть в ФНБ. 17 триллионов рублей, находящихся в разного рода «заначках» российского правительства – это деньги, предназначенные на «чёрный день». Если не тратить их сейчас, когда «чёрный день» наступил – тогда не надо было их откладывать в тучные годы.
Основной задачей на 2020 год для правительства должно быть предотвращение гуманитарного и, как следствие, социального кризиса. Важно поддержать потребление наименее защищенных граждан на период карантина. Если эта задача будет успешно решена, то будет восстановительный рост уже во второй половине 2020 года – тем более, что с выходом крупнейших мировых экономик из карантина и кризиса цены на нефть начнут расти и достигнут как минимум уровня $40-50. Однако задачу запуска устойчивого роста ни кризис, ни ответ на него не облегчат – о ней нужно будет думать после начала восстановления.