Коррупция в высшей школе

Тренды

В самой постановке вопроса о коррупции в системе высшего образования нет ничего нового. В прессе неоднократно появлялись материалы о взяточничестве при сдаче вступительных экзаменов, о поборах со студентов при переходе с курса на курс, о черном рынке курсовых работ, дипломов и диссертаций, о кумовстве и семейственности при назначении на должности. Эти и многие другие обыденные факты вузовской жизни не только находят свое полное подтверждение в рассказах наших респондентов, но и, обогащенные неизвестными ранее живописными деталями, складываются в единую картину развитого и рационально структурированного теневого рынка, представляющего собой весьма содержательный объект для научного осмысления.

 

В нашу задачу не входило исследование нравственного выбора, перед которым оказывается вузовский преподаватель, чья официальная зарплата не дает возможности не только обеспечить сколько-нибудь достойный уровень жизни, но и просто прокормить семью. Однако мы сразу должны отметить, что в рассказах наших собеседников есть достаточно указаний и на то, что далеко не все вузовские работники вовлечены в теневые операции. «Есть отделения, где вступительные экзамены проводятся объективно, без взяток, без репетиторства. В общем-то, при условии принципиальности декана или завкафедрой, это можно организовать», — замечает тридцатилетний преподаватель И.П. из города Иваново. Даже репетиторство, которое еще с советских времен представляет собой весьма распространенный и прибыльный полулегальный бизнес, привлекает далеко не всех.

 

Вместе с тем в общественном мнении прочно утвердился и другой образ российской высшей школы. «Если говорить о той коррупции, с которой сталкивается каждый и чуть ли не ежедневно, то я считаю, что самое безнравственное, что у нас есть, — это система образования, — убежденно говорит москвичка Е.Л., начальник отдела одной из коммерческих структур. — Не случайно все турфирмы говорят: мы живем за счет врачей и преподавателей. Куда это годится, когда студент приходит домой и рассказывает, сколько он должен дать преподавателю за зачет, за экзамен». Ей вторит ростовчанин С.М., свидетельство которого тем более важно, что он сам работает в системе высшей школы. «Если преподавателям вузов не платить зарплату, — замечает он, — то они все равно будут ходить на работу, потому что источники финансирования посредством вымогательств и взяток неиссякаемые». Этот же респондент считает возможным и еще более резкое суждение: «В вузовской системе я работаю почти пятнадцать лет и могу сказать, что около восьмидесяти процентов всех преподавателей так или иначе нарушают существующее законодательство: здесь процветают незаконная предпринимательская деятельность, сокрытие доходов, вымогательство, взятки, злоупотребление служебным положением».

 

Мы располагаем и другими, довольно многочисленными свидетельствами того, что государственная система высшей школы представляет собой грандиозный теневой рынок, в операции которого, возможно, вовлечена весьма значительная часть вузовских работников России. Скажем сразу, что именно рынок в целом, а не личность на рынке является предметом нашего внимания. Свою задачу мы видим в том, чтобы выяснить, каким образом этот рынок возникает, как он устроен и по каким общим правилам работает. Впрочем, вполне вероятно, что, ответив на эти вопросы, мы сумеем лучше понять и те мотивы, которыми руководствуются его операторы.

 

Самый первый и в то же время, быть может, самый главный вопрос, который стоит перед нами, — это вопрос о том, рынок какого товара мы исследуем. Казалось бы, наиболее естественно было бы ответить, что система образования — это рынок знаний. Здесь человек за некоторую цену покупает (или получает бесплатно, если покупка оплачена из государственного бюджета) необходимое ему количество знаний определенного содержания и качества1. Сертификатом, подтверждающим наличие у человека знаний, полученных в вузе, является диплом. Диплом — документ денежный, своего рода капитал, в дальнейшем он может стать важным фактором при определении цены данного работника на рынке труда.

 

Однако этот капитал — диплом государственного вуза — дано обрести не каждому. Ресурсы существующей государственной системы образования ограничены, спрос здесь значительно превышает предложение: налицо дефицит студенческих вакансий, оплаченных из бюджета, поэтому острая конкуренция разворачивается уже на первых этапах «гонки за дипломом». Но при конкуренции потребителей здесь, как и на всяком рынке дефицита, практически отсутствует конкуренция производителей товара. Именно производители — в нашем случае работники вузов — диктуют законы, по которым живет рынок дефицита. Чтобы понять, кто в конце концов имеет наибольшие шансы победить в конкуренции и получить дефицитный диплом о высшем образовании, рассмотрим некоторые сегменты интересующего нас рынка.

 


 

1Знания, как и некоторые другие блага, могут быть получены бесплатно «в домашнем хозяйстве», если, например, они преподаны родителями, или при минимальных затратах, как это бывает при самообразовании или при заочном обучении. Однако эти возможности не меняют самой сущности знаний как рыночного товара. Более подробно о рыночных свойствах знаний см.: Hayek F.A. von The Use of Knowledge in Society (1945) // The Essence of Hayek / Ed. Ch. Nishiyama

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий