Интервью 10. «Я не плачу налоги и одобряю тех, кто не платит»
Ростовчанину Ю.Н. 27 лет. Он менеджер коммерческой фирмы, занимающейся продажей канцелярских товаров. Закончил Ростовский университет. Официальный заработок — две минимальные зарплаты; неофициально получает от 2 до 5% от объема заключенных сделок. В итоге — три-пять тысяч рублей в месяц. Питание, одежда-обувь, проведение досуга — без проблем. Жена работает секретарем в коммерческой фирме. Живут в двухкомнатной квартире улучшенной планировки. Трехкомнатную квартиру, доставшуюся от родителей, Ю. сдает в аренду. Отпуск проводит Ростове, домосед.
В бизнесе сталкиваться с вымогательством приходится постоянно. К нам в фирму неоднократно приходили работники СЭС и противопожарной охраны, которые искали недостатки повсюду. Пожарники щупали проводку, дергали розетки, снимали огнетушители и пр. Работники СЭС увидели чашки, из которых пьет чай наши работники, сразу сказали, что у каждого должна быть своя личная чашка с указанием фамилии владельца. Как в колонии строго режима, что ли… Мы подарили этим деятелям красивые папки импортные и блокноты, и эти недостатки перестали существовать.
Мои знакомые и я сам лично, находясь в больнице, были поставлены в ситуацию, при которой была следующая альтернатива: либо ты лежишь в восьмиместной палате с какими-то бичами, либо за определенную сумму, переданную врачу, тебя помещают в двухместную палату, которая находилась до этого времени на замке.
Мой знакомый-диабетик вынужден был лечь в хирургическое отделение для того, чтобы решить вопрос об операции на ногу. Если бы он не заплатил врачам, то ему не удалось бы избежать ампутации. Но деньги все решили, и теперь человек выглядит нормально — у него две ноги. Платить ему пришлось и за лекарства, которые врачи сами за деньги ему поставляли, и за уход, и за палату, за внимательное отношение, и за саму операцию. Причем о необходимости оплатить все подобные расходы мой знакомый узнал от этих врачей еще до того, как лег в отделение.
Другой мой знакомый попал в больницу с серьезным ожогом руки. Его положили в палату на одного, там был холодильник, приятный интерьер. Медперсонал заходил к нему через каждый час. Руку удалось спасти. Но другие больные с подобными ожогами теряли пальцы или кисти рук. А все дело в том, что мой знакомый сразу договорился с врачами об оплате конечного результата: «Сделайте так, чтобы и рука осталась, и лежать мне пришлось в человеческих условиях».
Здесь инициаторами выступают, конечно, сами больные. Они видят, как люди теряют руки и ноги, и просто платят врачам за сохранение своих конечностей. Но такие явления происходят, потому что у врачей нищенская заработная плата. Медицинские страховки не работают. Местный и федеральный бюджеты не финансируют здравоохранение в надлежащем объеме. Я думаю, что за рубежом, где врачи получают довольно высокие доходы, в случае необходимости оказать медицинскую помощь малосостоятельному больному врач может на это согласиться: это сохранит его деловую репутацию, прибавит ему популярности. А в противном случае могут возникнуть судебные иски и врач в итоге может лишиться и клиентуры, и лицензии. Все дело не в том, что такие плохие у нас врачи или больные (то, что они берут или предлагают взятки), а то, что сохраняется недофинансирование медицины и маленькие зарплаты у медработников.
По сути, все мои знакомые платят за медобслуживание. Даже находясь в армии на срочной службе. Мне пришлось военным врачам делать подношения за качественное обслуживание. То есть я ездил в отпуск и возвращался из него с деньгами и с подарками, и часть из них в обязательном порядке передавал командирам и военным врачам. Я наблюдал даже такие ситуации, когда вернувшиеся из отпуска с деньгами солдаты за деньги добивались того, что их комиссовывали из армии.
Чтобы комиссоваться, человеку необходимо дать взятку в несколько сот долларов за нужный диагноз. Врачи делят между собой деньги, кто-то готовит нужные анализы, кто-то готовит медкомиссию и пр. Поэтому человек порой со стопроцентным здоровьем может уволиться из армии по болезни. За деньги можно также и пристроиться при штабе или служить в гарнизоне хорошего города, а не на далекой «точке». И все это происходит в действующей армии. Один мой товарищ, который собирался в отпуск, не заплатил командиру за него и был по надуманной причине посажен на гауптвахту суток на двенадцать. Там у него забрали новую форму, обрядили в старую и немного искалечили. И все из-за того, что не дал денег. Раньше мой товарищ привозил взятки регулярно, а в последний раз не привез. Вот и получил.
На кладбище всегда приходилось платить дополнительные деньги за хорошее место, за хорошую бригаду гробовщиков, за ритуал. Новые кварталы, которые находятся далеко от центра кладбища или в низине, дают охотно, но за хорошее место приходилось платить довольно много кладбищенским работникам. Бригаде могильщиков платят за то, чтобы они не были пьяными во время процессии, чтобы могила была на нормальной глубине и нормальной ширины, чтобы гроб не уронили, чтобы его нормально заколотили. Но, конечно, платят те, у кого есть деньги, а те, у кого их нет, довольствуются ритуалом за сумму, которую определил собес.
Или же возьмем правоохранительные органы. Неоднократно с моими товарищами происходили случаи, когда на выходе из кафе их поджидали сотрудники МВД. Естественно, находясь в кафе, в котором разливают спиртное, люди его пьют. Потом им нужно идти домой или дойти до остановки транспорта. Вот на этом этапе доблестная милиция и пристает к товарищам. Причем ситуация носит явно провокационный характер. Вначале: «Почему выпили?»; потом: «Покажите документы»; потом: «Полезайте в машину, там мы составим протокол»; потом: «Ах, так вы сопротивляться будете?!» — и в КПЗ, а на утро административный суд. Конечно, на всех этапах такого разговора потерпевшим дается понять, что сто рублей решают все проблемы и человека могут даже довезти поближе к дому.
Да вы только посмотрите на дачи бывших генералов МВД и ФСБ, которые расположены в пригородах Ростова. Законно заработать такие хоромы на зарплату в несколько тысяч рублей, включая все льготы, плюс имея на содержании семью — невозможно. И не сможет на законную зарплату тот же высокопоставленный чин ездить на «джипе» и обучать детей за границей или оплатить свою собственную избирательную кампанию1. Понятно, что такие люди в погонах, которые идут на выборы, либо связаны с криминалом, либо являются его организаторами.
Взятками, кстати, злоупотребляют и сотрудники ФСБ. Это же видно: любой генерал или полковник ФСБ, который выходит на пенсию, устраивается на престижную работу, строит себе особняк и пр. Понятно, что во время службы он является негласным учредителем коммерческих фирм, имеет свою долю, но получает ее после увольнения из спецслужб. А на зарплату такие дома не построишь. Да и после выхода на пенсию эти офицеры сохраняют достаточно теплые отношения с банкирами, чиновниками, которые предоставляют фирме, в которой работает отставник, и кредиты, и льготы.
Работники МВД устраивают провокации против предпринимателей, которых потом сажают под замок и начинают вымогать деньги за прекращение уголовного дела. Участвуют в этом деле и негласные сотрудники МВД — понятые, свидетели.
Коррупция в правоохранительных органах начинается с высших должностных ступенек и заканчивается элементарным инспектором ГИБДД. Если сотрудник ГИБДД остановил ваш автомобиль на дороге за мелкое нарушение, то дело чаще всего ограничится передачей денег в карман инспектору. А потом эти суммы поступают вышестоящим начальникам, потому что иначе сотрудник ГИБДД не удержится на своем месте.
Это касается также и ситуаций с задержанием людей за мелкие административные и уголовные правонарушения. За дело или путем подтасовок и лжесвидетелей виновного помещали в ИВС или СИЗО и начинали вымогать суммы за закрытие дела. Чаще всего у моих знакомых, которые попадали в такие ситуации, деньги находились, и ребята выходили на свободу.
На рынках, при проверке деятельности торговцев, сотрудники МВД предлагают за определенные суммы им или руководству рынка закрыть глаза на небольшие недостатки. В противном случае могут возбудить административное или уголовное преследование. На тех же рынках сотрудники МВД практически с каждого состоятельного торговца имеют доход за то, что создают ему «крышу».
С таможней ситуация та же. Бумаги на ввоз товаров в Россию можно оформить и пошлины взимать по-разному. Так, например, я знаю, что множество грузов ввозится из Украины в Россию через Таганрогскую, Ростовскую, Гуковскую, Новошахтинскую таможни. Дорогие грузы (лекарства, сигареты, компьютеры, видеотехника и пр.) оформляются под видом продуктов питания, какой-нибудь ваты или барахла. Таможенникам выплачиваются значительные суммы за то, что они не будут досматривать груз по всем правилам, а пропустят его по поддельным документам. Таким образом, пошлина с барахла в десять раз меньше, чем с партии лекарств. Так же дело обстоит и с автомобилями, которые перегоняются из-за рубежа. Существует гигантское количество «липовых» справок, по которым беспошлинно ввозятся дорогие иномарки (если владелец автомобиля работал за границей и пр.). Таможенники закрывают глаза на «нарисованные» документы и за мзду пропускают машины и в дальнейшем пошлину с машин взимают копеечную. Конфискованная таможенниками продукция продается по заниженным ценам заинтересованным лицам. Бывают случаи, что «конфискат» продается прежнему владельцу, потому что даже в таком случае выгоднее не платить сразу официальную пошлину.
Я вот не так давно я был в гостях у моего тестя. Там же присутствовали его друзья-строители, точнее, руководители строительных фирм. Речь шла о подрядах на строительство и ремонт городского фонда. В Ростове в последнее время взялись за укладку плитки-брусчатки. Дело хорошее, и теперь можно спокойно ходить по тротуарам. Но подряд в городе отхватила фирма «Тандем», которую никто из строителей и не знал раньше, потому что ее создали и сейчас контролируют городские чиновники. Эта фирма не только укладывает плитку, но и производит ее, причем производят ее в ростовских тюрьмах, естественно, нелегально. Чиновники имеют суперприбыль, потому что ни один налоговый инспектор не сунется с проверкой в эту фирму. Хотели некоторые строители ранее получить заказы на укладку такой плитки, но им сказали в районных администрациях о том, что вначале нужно поработать, как говорится, в аванс. Но люди-то знают, что поработав какое-то время бесплатно на администрацию, можно в итоге вообще денег не получить за такую работу. Просто чиновники «кинут» тебя вежливо, и попробуй потом в суде объясни свои права.
Такая же история происходила и с ремонтом студгородка Ростовского университета путей сообщения. Ректор этого университета пролез в Законодательное собрание области и стал активно заниматься политической деятельностью: летом прошлого года поддерживал ОВР как партию власти, потом стал поддерживать «Единство». Студенты участвовали в агитации, и, естественно, им платили «черным налом», а на заработанные деньги ректор благоустроил студгородок. Деньги поступали и от «благодарного» чиновничества, и от МПС непосредственно. Фасад зданий отремонтировали, поставили металлопластиковые окна и пр. Но скрыты были огромные суммы, которые предназначались для внутренней отделки помещений. Я живу рядом с этим студгородком, поэтому часто общался с рабочими и мастерами по поводу этого ремонта.
Вообще для того чтобы сегодня получить какое-то разрешение у органов власти, необходимо материально заинтересовать работника администрации. Это касается прежде всего подрядов, которые оплачиваются из местного бюджета, — строительство, ремонт, реорганизация городского хозяйства, лицензирование оптовой торговли и особенно продажа алкогольных напитков. Без «крыши» администрации этим заниматься невозможно на территории любой административной единицы. Начнут приходить по «наводке» из администрации и СЭС, и пожарная охрана, и ОБЭП и пр.
И опять же, если необходимо решить какой-то вопрос в администрации по поводу выдачи разрешения на какой-либо вид деятельности, на торговлю и прочее, то у административных работников найдется масса «объективных» причин для того, чтобы притормозить это дело, затянуть. Но все это сводится только к одному — вымогательству.
Администрация города и районов во время подготовки к празднованию 250-летия города Ростова в 1999 году требовала через налоговых инспекторов у руководителей предприятий добровольно-принудительно сдавать деньги на праздники. Если человек отказывался давать деньги, то против него раскручивался весь маховик налоговых проверок, если человек соглашался выделить деньги, то налоговые инспектора оставляли его до поры до времени в покое.
Про нелегальное производство и говорить нечего. Оно есть повсюду. Администрация должна контролировать выдачу свидетельств о предпринимательской деятельности и т. д. Органы милиции и ФСБ должны контролировать товаропотоки и транспортные перемещения. Любой глава администрации города знает, где и сколько у него находится полу- и нелегальных предприятий и фирм, какой вид деятельности они ведут. Но он закрывает глаза на деятельность таких предприятий. Таким образом, и сотрудники администрации, и сотрудники МВД либо сами организовывают такие предприятия и являются их негласными хозяевами, либо взимают дань с руководителей нелегальных предприятий.
Так что получается, что основное действующее лицо в теневом бизнесе — работник администрации.
Вообще говоря, рыба гниет с головы — с Кремля. Нынешние чиновники, которые определены Кремлем в качестве руководителей, отбираются именно из тех людей, которые наиболее замешаны в теневом бизнесе. Поэтому меня эта ситуация не удивляет. Дело именно в личных и деловых качествах конкретного кандидата на должность в исполнительной власти.
В принципе я бы проголосовал за такого чиновника, только если бы был уверен в деловых качествах такого кандидата, его компетентности. Если бы он, находясь у власти, мог бы решать не только личные проблемы, но запустить какой-то хозяйственный механизм, который мог бы оживить экономику области и сделать жизнь людей лучше. И не важно было бы для меня, какие деньги в основе этого роста лежат — «черные» или «белые».
Кстати, по поводу «черного нала». Как правило, я расплачиваюсь наличными. Недавно я делал ремонт своей квартиры. Я обратился через знакомых к мастеру. Тот пришел ко мне и за наличные деньги мы договорились об объемах работ. То же самое происходит и с ремонтом автомобиля. У меня есть знакомые мастера, которые мне делают ремонт машины за наличные.
В фирме ремонтируются редко, но если кто и обращается в фирму, тот платит дважды. Сначала небольшую сумму в кассу, а основную часть денег на руки руководителю. Доказать такую передачу денег из рук в руки практически невозможно, поэтому все и пользуются такими расчетами. В данных условиях, мне кажется, такие схемы вполне нормальны, а если изменятся экономические условия в России, то, может быть, это станет невыгодно?
Ведь сейчас банковские документы проверить можно и можно проследить финансовые потоки. Но никто не хочет показывать свои реальные доходы (а траты — это признак доходов) и, во-вторых, никто не хочет платить налоги со своих доходов. Если я заработал деньги на ремонт и есть человек, который не хочет с этой суммы платить налоги (исполнитель), то мы с ним прекрасно договоримся. Мне сделают ремонт, я расплачусь, и мы разойдемся, «как в море корабли».
Впрочем, если бы мы могли безболезненно для наших заработков показывать свои доходы и платить налоги, то никто бы из нас не стал пользоваться наличным расчетом. Но если мы покажем наши доходы, то нам придется заплатить сумасшедшие налоги, а потом к нам ночью придут бандиты, чтобы также поживиться за наш счет.
Мне лично, конечно же, выгоднее получать незначительную часть зарплаты по ведомости, а остальные деньги наличными. Практически все руководители коммерческих организаций используют такой вариант в своей работе. Потому что они заинтересованы в том, чтобы фирма работала, а не закрылась из-за высоких налогов. Также сказывается и отсутствие законодательной защиты предпринимательства как от бандитов, так и от чиновников, которым подчинятся и милиция, и бандиты. Невозможно представить любого бандита на территории России, который изымает незаконным образом деньги и о котором не знают в милиции. Практически все бандиты известны и, более того, имеют милицейскую «крышу» или «сотрудничают» с чиновниками.
Фирма, в которой я работаю, не платит налогов в полном объеме. Необходимы средства для того, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность фирмы, чтобы дать работникам хорошие заработки, а не те, которые отображены в официальной ведомости, нужны также средства для того, чтобы можно было давать взятки чиновникам и руководящим работникам контрольных органов, которые кормятся от этой фирмы. Поэтому я одобряю неуплату налогов моей фирмой: я получаю доходы, которые гораздо выше, чем среднестатистический уровень зарплаты.
Я думаю, оптимальная налоговая ставка на высокоприбыльное предприятие — максимум 33%. Эти предприятия на большом обороте могут хоть как-то компенсировать такие налоги. С физических лиц — не более 10% всех доходов. С мелкого и среднего бизнеса — 15-20%. Этому бизнесу нужно дать возможность развиваться и перерастать в крупный бизнес (следовательно, и налоговых отчислений будет больше с такого предприятия). Малому бизнесу нужны оборотные средства и возможность платить своим работникам нормальные зарплаты. Этими же нормальными зарплатами будут обеспечены люди, и они не будут просить у собесов деньги на жизнь, а также члены их семей.
Если снизить такую планку, то я думаю, что многие предприниматели будут платить налоги в полной мере. Я думаю, что и поступлений в бюджет будет больше и наладятся нормальные экономические отношения между субъектами экономических отношений. Я должен быть уверен, что государство должно обеспечить мне защиту от криминала, что я могу в любой момент в случае угрозы обратиться в МВД, ФСБ и мне помогут. Кстати, сколько я ни обращался в наш ЖЭК, я всегда оплачивал работу его сотрудников. Я думаю, что на поддержание ЖКХ выделяются большие деньги, но я ими не пользуюсь в виде бесплатного обслуживания. Где же они, эти средства?
Предприятию необходимы средства для развития производства, обеспечения работников нормальной зарплатой и резервный фонд для оплаты всевозможных поборов со стороны чиновников, МВД и пр. Если бы средства на эти траты можно было бы иметь, уплачивая налоги, то я был бы «за». Но на практике это не получается. Если руководитель не будет уклоняться от налогов, то предприятие разорится.
Мой знакомый занимается игрушечным бизнесом. Доходность его не велика, и оборот товара не быстрый. В его фирме работникам официально платится минимальная зарплата, для того чтобы у руководителя была возможность оплачивать транспорт, личные расходы самого руководителя, труд наемных работников. Поэтому они вынуждены платить налоги с минимального оборота, декларировать минимальные цены на товар и платить взятки чиновникам, которые закрывают глаза на эти мероприятия.
Я, например, декларирую в документах в пять-десять раз меньше товара, чем реально поставляю в систему розничного сбыта. По этим документам я провожу много сделок. Часть средств «высвечивается», но значительная часть обращается наличным образом. Такой же механизм и во взаимоотношениях нашего головного офиса и нашей ростовской фирмы. Можно вести двойную или тройную бухгалтерию (то есть прятать сбыт и от головного офиса). Причем даже встречная проверка ничего не даст, потому что ряд платежных документов по ходу дела уничтожается и в Москве, и в Ростове.
Если кого-то из руководителей предприятий ловят на уклонении от налогов, я не радуюсь, а скорее печалюсь. Даже если это руководитель крупного предприятия. В любом случае деньги, якобы возвращенные в бюджет, осядут потом на генеральских дачах или дачах крупных чиновников. Я считаю, что я не должен платить налоги на содержание тех госслужащих, которые не выполняют свои обязанности, которым я потом плачу из своего кармана дополнительно. Если я не получаю каких-то социальных благ бесплатно или за умеренную цену, то я их, естественно, приобретаю за свои деньги. Так при чем же тут налоги?
Получается, что если платить налоги честно, то нельзя заработать деньги для нормального существования. В Ростове, чтобы жить достаточно безбедно, нужно зарабатывать как минимум 4000 рублей на человека: по 100 рублей в день на питание, минимальную одежду. Остальные 1000 рублей — транспорт, коммунальные услуги и пр.
Хотелось бы, чтобы в нашем обществе была возможность и зарабатывать, и платить налоги, и получать социальные блага. Я сам не плачу налоги и одобряю тех, кто их не платит.
Подводя итоги, я считаю, что борьба с экономическими преступлениями должна вестись по трем направлениям.
Во-первых, создание нормальной законодательной базы для законного предпринимательства при нормальных законах и налогах, имея поддержку этого закона.
Во-вторых, должна измениться оплата труда, при которой люди должны работать не за пропитание, а за нормальный цивилизованный уровень жизни, при этом люди должны дорожить своим местом и своей репутацией.
В-третьих, у силовых структур должны быть возможности для борьбы не со следствиями, а с причиной этой экономики. Для этого у чиновника должны быть гарантии для того, чтобы работать: высокая зарплата и пенсия. Но с него в таком случае должны и требовать выполнения своих обязанностей по всей строгости закона.
Но по большому счету такая борьба — не самая важная проблема общества. Необходимо в первую очередь создать нормально работающий государственный механизм, который будет регулировать общественные процессы. Это механизм, который обеспечивает людям нормальную жизнь. Прежде всего это правовая защищенность личности — человек должен иметь возможность обратиться в органы власти за помощью и защитой и получить требуемое. Этого можно достичь, совершенствуя систему судопроизводства, совершенствуя законы о милиции, о спецслужбах, о разграничении их функций, разграничение функций МВД и Минюста. Человек должен иметь реальное право защищать себя в суде, не боясь преследований. Необходимо изменить принцип оплаты труда в России. Человек должен получать достойную зарплату, потому что от нищеты происходит и воровство, и казнокрадство.
Необходим грамотный закон о бюджете. Необходимо принять закон о коррупции, чтобы в нем было прописано, как и при каких условиях можно квалифицировать состав преступления и как наказать виновных. Необходимо увеличение бюджетных ассигнований на Минюст, МВД, спецслужбы. Они должны быть защищены и в правовом, и в материальном смысле. Необходима программа защиты свидетелей, для того чтобы эффективно бороться с коррупцией и должностными преступлениями в высших эшелонах власти; под эту программу необходимо выделять средства.
Необходимо изменить налоговое законодательство, чтобы можно было платить людям нормальную зарплату и вкладывать деньги в развитие производства. Налоговое законодательство должно способствовать тому, чтобы капитал можно было сохранить в России и не вывозить за границу. Предприниматель должен иметь возможность, накопив капитал и декларируя его, вкладывать его в производство, в бизнес. Таким образом, частная собственность должна находиться под охраной закона, чтобы она не могла быть экспроприирована подзаконными актами местной или федеральной власти.
Все эти мероприятия должны быть направлены на демократизацию общества. Демократия — это власть закона. Нужны законы демократические, и должны быть их исполнители — МВД, спецслужбы, сильная армия и пр., — которые могли бы эти законы выполнять.
Только после создания необходимой законодательной базы можно реально взяться за осуществление борьбы с коррупцией и теневой экономикой в рамках закона. Законы не должны быть «мертвыми». Необходимы современные и умные законы: налоговый кодекс, закон о коррупции, закон о статусе работника бюджетной сферы, где были бы прописаны его льготы и блага, необходима государственная идеология, в конце концов. Эта идеология должна повысить авторитет работника бюджетной сферы: в медицине, образовании, силовых ведомствах. Госслужащий должнен ощущать, что работает на благо общества, и тогда он не захочет общаться с криминалом и участвовать в теневом бизнесе.
За годы реформ у нас понятие «честный человек» свелось к понятию «неудачник». Тот, кто честно выполняет свой долг, — он не авторитетен. Государство должно изменить эту ситуацию: авторитет должен быть не у бандита, а у честного труженика, который работает на благо общества. И прежде всего своим интеллектом.
Необходимо будет легализовать доходы, которые были приобретены нелегальным путем, и дать гарантии для их сохранения. За исключением тяжких преступлений: торговля оружием, наркотиками, людьми. Но если человек совершил только экономические преступления, то он должен быть амнистирован. Капитал нужно легализовать. После этого этапа тот человек, который по-прежнему нарушает законы, должен быть наказан силовыми ведомствами.
А опираться в этих преобразованиях нужно на все общество в целом, поскольку все люди заинтересованы в том, чтобы общество оздоровилось, чтобы улучшилось материальное положение граждан. Необходима власть закона. Помогут в этом деле работники бюджетной сферы: они наиболее морально здоровы, кроме воров из чиновников и МВД, во-вторых, они представляют ценность для общества как профессионалы и они более всего пострадали от этой экономической ситуации. Они заинтересованы, чтобы их труд нормально оплачивался и их авторитет рос. И это большинство населения. Также поддержку можно получить и от малого и среднего бизнеса — предпринимателей, которые хотят честно работать, и такие люди есть среди них. То есть не те, кто имеет сверхдоходы.
ФСБ — государство в государстве. Сотрудники этой службы имеют огромные возможности для ввоза в страну любого товара для коммерческих операций. Эта структура имеет большие возможности влиять на МВД и чиновников. Поэтому опираться на них опасно, да и бесполезно. МВД имеет огромное влияние на простых граждан и кормится от них. МВД выгодно создавать такую ситуацию с теневыми отношениями. Армия — это гигантский офшор: закрытые зоны, где можно хоть водку производить, хоть оружие. И армейская территория неподконтрольна обществу.
Все эти вышеперечисленные структуры живут настоящим и используют его. На будущее и на будущее остальных граждан они не нацелены. Но это не значит, что эти структуры — враги общества. Просто необходимо создать им определенный уровень благосостояния, который не позволит им влачить нищенское существование на официальную зарплату. Если создать условия работникам этих ведомств, то они предпочтут построить себе коттедж не на воровские деньги, а на честно заработанные.
Для начала в России труд должен оплачиваться хорошо и в коммерческой, и в бюджетной организации. Все работники должны получать достойную зарплату, для того чтобы жить цивилизованно. Разница может быть в том, что если у адвоката автомобиль «Кадиллак», то у рабочего — автомобиль ВАЗ, если у директора банка — коттедж с бассейном, то у простого служащего — трехкомнатная квартира. Разница может быть в этом между людьми. Нужно создать условия для того, чтобы те же чиновники, которым необходимо хорошо платить за труд и давать всякие льготы, могли поддерживать ситуацию, в которой предприниматель может вкладывать заработанные своим интеллектом средства в бизнес, а не прятать их.
Должна произойти демократизация общественного устройства, и особенно это касается политической элиты. «Война компроматов» среди высокопоставленных чиновников должна привести к ситуации автоматической замены проворовавшегося чиновника. Чиновник должен ощущать, что за воровство он может лишиться поста и своих льгот, а на его место придет его политический конкурент.
В целом чиновнику необходимо создать материальные условия жизнедеятельности, в которых он может цивилизованно существовать. Одновременно необходимо создать механизм законозащищенности чиновника от криминала и механизм действенной исполнительной власти (если чиновник дает на законном основании указание работникам МВД навести порядок, то работники силовых ведомств должны выполнить такое указание).
Оплата труда чиновников должна быть высокой, и они должны иметь значительные социальные льготы. Потому что если их труд не оплачивать нормально, то государство и граждане не имеют права требовать от чиновников добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей. Коррупцию мы не сможем устранить до тех пор, пока государство своим чиновникам предлагает намного меньше, чем криминал. Мы как налогоплательщики должны и обеспечить их материально, но и требовать с них честной работы. Нужно не только повысить чиновникам зарплаты, но и создать механизм, который сможет контролировать их работу. Прежде всего необходимо обеспечить регламентацию труда чиновников и их выборность на должность.
А на данный момент, если чиновник принимает невыгодное для меня решение, чтобы уладить проблему, мне легче всего дать взятку. Но хотелось бы обратиться в международный суд, это будет действенно, однако это менее реально.
Вообще при любом недоразумении или даже угрозе действеннее всего помощь друзей и близких. А если они работают в органах МВД, прокуратуры, ФСБ или, в крайнем случае, среди криминальных авторитетов, то это тем более не помешает. Все же я веду достаточно скромный образ жизни, и пока мне еще никто серьезно не угрожал. Вместе с тем я не нарушаю ни законов писаных, ни неписаных.
Пусть руководство занимается бизнесом, пусть берет ответственность, особенно в изменяющейся политической ситуации, на себя, а я не хочу участвовать в организации теневого бизнеса и нести ответственность за поступки руководства. Главное, чтобы мне не могли в случае проверки деятельности фирмы предъявить статьи Уголовного кодекса. И я хочу получать хороший доход, работая в данной фирме, но лично не подвергаясь давлению со стороны криминала.
Я бы хотел открыть свой бизнес, но для этого мне нужны связи среди чиновников и капитал, чтобы их кормить. Нужен также большой жизненный опыт. Высокие налоги и наличие первоначального капитала не играют для меня большой роли в данном случае.
1 Речь идет о начальнике управления МВД по г. Ростову и бывшем начальнике ГУВД Ростовской области, которые выдвигали себя кандидатами в депутаты Госдумы на прошлых выборах по одномандатным округам. — Прим. интервьюера.(назад)