Интервью 23. «Борьба с коррупцией сегодня просто опасна»
И. — настоятель небольшого храма в областном центре. «На жизнь мне хватает. В конце концов, есть друзья и родственники, которые живут богаче меня, они не дадут умереть с голода. Бизнесом я никогда не занимался. Всегда было лень, хотя предложения были».
Теневая экономика и коррупция распространены во всем мире. Разница между Россией и остальными странами в том, что там теневая экономика составляет только часть общей экономической системы, а у нас, кроме теневой, никакой другой экономики просто нет. Наша экономика замешана на теневых отношениях хорошо если только на 90%. Это как в Церкви, знаете, есть такая политика: Патриархия требует, чтобы епархии свечи закупали в «Софрино», но там дорого. Поэтому епархия целый год закупает свечи где-то в другом месте, поближе и подешевле, а в конце года торжественно посылают гонцов в «Софрино» выполнить патриаршую волю, привезти пару пачек свечей еще и оттуда. Так же и наша экономика: высунется на свет, заплатит налог с каких-нибудь задекларированных 10% своего оборота и нырк обратно в тень. Поэтому борьба с коррупцией, с теневой экономикой сегодня опасна для государства. Если попытаться всерьез бороться, то можно разрушить ту экономическую систему, которую имеем. А другой-то нет.
Все говорят о том, что за 70 лет советской власти Церкви нанесен огромный духовный ущерб, что самые верующие священнослужители дореволюционной закалки были истреблены, а на их место пришли люди по сути своей советские. Все это верно, но при этом забывают, что то же самое касается не только духовной, но и экономической стороны существования Церкви. Ведь практически любой священник в дореволюционной России был, что называется, «крепким хозяйственником», умел организовать приходскую жизнь не только в духовном, но и в самом обычном практическом смысле. Сегодня в Церкви очень мало хозяйственников. То есть людей, которые набивать карманы умеют, более чем достаточно, а настоящих хозяйственников почти нет. Нет стратегии экономического развития Церкви. Тут, конечно, еще и зашоренность мышления играет свою роль: «Как это так, мы, православные, и вдруг о том, как заработать, думать будем! Наше дело молиться и спасаться, а коммерция — дело мирское и грешное». При этом упускается из виду одна маленькая деталь: те святые, которым мы молимся, прекрасно умели монастырское хозяйство наладить и за грех это не считали. Я думаю, в конце концов мы все равно придем к пониманию необходимости осмысленной экономической церковной политики. Но сегодня в Церкви царит экономический хаос, и большинство принимаемых мер дают обратный эффект.
Что такое теневая церковная экономика? Отпел священник покойника, деньги эти не записал, купил дитям мороженое, супруге — цветы и уснул крепким сном. Вот вам и вся теневая экономика. Сейчас перед Церковью стоит гораздо более серьезная проблема. Я говорю о количестве криминальных денег, которые у нас крутятся. Вы знаете сколько через храмы и монастыри обналичивается денег? Какая-то фирма переводит по безналичке тому или иному храму несколько миллионов, из которых священник берет определенный процент, а остальное получает та же фирма, только уже наличными. Просто до неприличия.
А серебро-золото, которое по всем церквям продается? У Церкви же льготы по торговле ювелирными изделиями, там, по-моему, акцизный сбор не взимается, поэтому все эти драгоценности никто не проверяет. Откуда это золото идет? Никто этим не интересуется. И какой процент этого золота привозят в храмы бритые ребята в кожаных куртках, тоже никому неизвестно. А тут, в общем-то, история точно такая же, как и с обналичиванием. Привозят какое-нибудь липовое золото откуда-нибудь из Турции, ставят такое же липовое клеймо, а чаще не ставят никакого. Самим торговать рискованно: проплатишь одному милицейскому подразделению, другое обидится, а всем платить — никакого золота не хватит. По счастью, существует у нас чудная структура, РПЦ МП, в которую никакие менты носа не суют, кроме как для того, чтоб свечку поставить. Туда это золотишко обычно и относят. Храм или монастырь получают хороший процент, а хозяева этого золота одновременно и душу успокаивают, на церковь жертвуют, и навар неплохой имеют. Ну, так как в законе сказано что-то про то, что не облагаемое акцизом золото должно иметь культовое предназначение, то из всех этих металлов настрогают предварительно крестиков и цепочек, вот вам и культовое предназначение. Какое культовое предназначение у цепочки для крестика, я, правда, никак в толк не возьму, ну да что с меня взять? А раскупаются у нас сегодня подобные вещи с христианской символикой еще лучше, чем просто ювелирные украшения, так что никто не внакладе. Знаете, как в той песне: «И на каждой пуле выбита фигура гимнаста». Вот если на пуле, прости Господи, «гимнаста» изобразить, станет она от этого «предметом культа»?
А сколько храмов построено натуральными уркаганами? Вон у нас в епархии один добрый человек храм построил, а потом чего-то со священником не поделил. По-моему, тот не смог объяснить ему, куда пошла какая-то часть пожертвованных денег. Так того священника чуть в кислоте не растворили: как это так, такого авторитетного человека кинуть пытался, как последнего лоха? Священник по молодости лет в РПСЦ1 перешел, к Валентину, надеялся, наивный, что заграница нам поможет. Ну, естественно, только еще хуже вышло. Теперь отсиживается где-то, к нам в епархию носа не показывает.
Пройдите по кладбищам церковным, посмотрите, сколько на самых почетных местах, прямо у церковных стен, свежих могил «братков» понакопано. Оно и понятно, группа риска. Я как-то с одним своим собратом заговорил на эту тему: мол, что у тебя эти ребята на почетных местах делают? «А как же, говорит, знаешь, сколько они мне денег на храм пожертвовали? У меня б без них до сих пор голый фундамент стоял». Кроме того, если такого бандюка хоронят где-нибудь на сельском кладбище, то приход во время этих похорон зарабатывает столько, сколько за полгода в других условиях не получит. Друзья и коллеги покойного, понятное дело, съезжаются, а они же все люди щедрые, зеленые бумажки так и мелькают. Так что вот где проблема, а не в безобидных «теневых отношениях».
Я думаю, что мы должны прийти к западной системе оплаты труда священнослужителя. Прихожане платят государству специальный церковный налог, который государство тратит на зарплату пасторам и ксендзам. Прихожане тоже не внакладе — и католики, и протестанты имеют развитую социальную инфраструктуру. То есть человек, выплачивающий церковный налог, тем самым как бы оплачивает и свою страховку и может потом дешево лечиться у специальных врачей, жить в специальных домах для престарелых и т. д. Я знаю, что такая система действует сегодня, в частности, в Германии. Кроме того, мне кажется, полезно, когда священник имеет вторую, светскую работу — тогда он не смотрит на церковное служение как на источник заработка.
Государство должно восстановить те храмы, которые оно разрушило, а уже потом передавать их Церкви. Я понимаю, что у государства сейчас мало денег и т. д., но мне кажется справедливым, чтобы восстановлением храмов занимались бы те, кто их разрушал, а не пострадавшая сторона.
Я не знаю, может, и не стоит об этом говорить, но основной личный опыт столкновения с коррупцией у меня связан с вытрезвителями. Я, как любой человек, могу выпить, но никогда не напиваюсь до такого состояния, чтобы терять контроль над собой. Общественный порядок я тоже не нарушаю. Тем не менее глаз у наших милиционеров наметанный, они профессионально замечают, если человек чуть перебрал, и меня каждый раз пытаются забрать в вытрезвитель. Попадать туда мне не хочется. Во-первых, там оберут до нитки, и деньги, и вещи — все потеряешь. Во-вторых, мне, сами понимаете, в вытрезвитель просто никак нельзя. У нас в епархии один священник загремел в вытрезвитель, все требовал себе с другом там отдельную келию. В итоге его лишили сана. Так что приходится с милиционерами полюбовно договариваться. Тариф жесткий — 50 рублей. Отдал и иди своей дорогой.
Кроме того, как любой человек, ездящий на машинах, я время от времени сталкиваюсь с работниками ГАИ или ДПС — я в них не очень разбираюсь. Эти тоже придираются профессионально. То оказывается, что у тебя номер машины грязью заляпан, то ремень накинут, а не пристегнут. Кстати, норму о том, что ремень должен быть обязательно пристегнут, по-моему, уже два года как отменили, а эти штрафы до сих пор стригут. Можно, конечно, спорить — мол, товарищ сержант, у меня номер чистый, — но это чаще всего абсолютно бесполезно. Это как в анекдоте: «Товарищ сержант, а разве тут нет левого поворота?» — «Есть, но он платный». Поэтому с ними обычно тоже расходиться все предпочитают полюбовно — дал, сколько требуют, и уехал.
Наиболее коррумпированной структурой я считаю прежде всего армию. Может быть, я так считаю потому, что долгое время был тесно с армейскими кругами связан и хорошо представляю, в каких масштабах все армейское имущество идет налево. Если в Церкви у многих руководителей стремление к наживе еще сочетается с каким-то религиозным чувством, то в армии, мне кажется, идейных ограничений уже не осталось, по крайней мере на уровне среднекомандного звена. Все, что можно толкнуть, — толкают, причем в масштабах, о которых все публичные разоблачения дают очень относительное представление. Кроме армии, я думаю, надо сказать о правоохранительных органах. Их как-то принято делить на более коррумпированные, менее коррумпированные, так вот, могу сказать, что, по моим ощущениям, это полная ерунда. Если ГАИ или участковые кажутся более коррумпированными, так это просто потому, что мы с ними каждый день соприкасаемся. Каждый водитель когда-нибудь давал взятку гаишнику, поэтому все кричат о коррупции в ГАИ и одновременно хвалят ФСБ. Там то же самое, просто дальше от людских глаз.
Коррупция в военкоматах была всегда, но в последние месяцы, после начала войны в Чечне, она усилилась. То есть не случаев таких стало больше, а суммы взяток резко увеличились. Ведь если раньше бежали от дедовщины, то теперь от натуральной войны. Конечно, никто ничего не требует, хочешь — иди служи, на здоровье. Люди сами ищут, кому бы дать, и найти не менее сложно, чем собрать деньги. Схема там, в основном, такая: военкомы сами не берут, те, кто этим самостоятельно занимается, как правило, довольно быстро попадаются. Основная «нагрузка» здесь на рядовых членах медкомиссий: им приносят, а они уже отдают часть военкому. Смысл этого ясен: врач, если его не поймали с поличным, всегда может сказать, что у него действительно было подозрение на какое-то заболевание, поэтому он и выдал призывнику направление в больницу, — поди проверь. А военкому уже не отвертеться.
В вузах все зависит от факультета: на некоторых, может, преподаватели и рады деньги взять, а не дают. Конечно, в основном все вертится вокруг престижных факультетов: юридический, экономический. Встречаю как-то одного знакомого, он говорит: «Вот сын поступил на юрфак, четыре тыщи пришлось отдать». А я знаю, что у него близкий друг, то ли одноклассник, то ли просто друг детства, в приемной комиссии, он мне об этом еще раньше говорил. «Почему же, спрашиваю, четыре тыщи, у тебя ж там друг работает?». «Потому, говорит, и четыре, иначе было бы в несколько раз больше». То есть сейчас уже просто по дружбе на престижный факультет влезть нельзя. Ведь ситуация какая: ну хорошо, твой друг принимает один экзамен, а другие экзаменаторы с какой радости должны твоего сына или дочь бесплатно пропускать? Ведь если они берут деньги за каждое место, то пропустить кого-то бесплатно для них означает просто элементарно потерять свои деньги. Все равно что вынуть из своего кармана и отдать кому-то только потому, что его друг с тобой вместе работает. Так что сегодня в вузах дружба дружбой, а платить все равно приходится. Кроме того, как я понимаю, экзаменаторы, которые в приемных комиссиях работают, еще и с начальством должны делиться. Фактов тут у меня прямых нет, но, так сказать, методом дедукции догадаться нетрудно. Мы недавно сидели в особняке у одного проректора, и он рассказывал, что у него, кроме этого дома, есть еще один, зарегистрированный на жену. Можно, конечно, считать, что он это на свою преподавательскую зарплату отстроил. На две тысячи рублей в месяц чего не шиковать?
В больницах, по-моему, сегодня все очень просто. Там есть два вида лечения: плохое бесплатное и хорошее платное. Если ты хочешь не просто полежать в больнице, а чтоб тебя при этом еще и лечили — плати. Причем не просто кому-то одному, а всем: нянечке, медсестре, хирургу, анестезиологу. Когда я в последний раз попал в больницу, и мне должны были сделать операцию, я лежал в палате и накануне операции ко мне подошел молодой анестезиолог. Он говорит: «У нас есть два вида наркоза: хороший и очень хороший. Вам какой?». Я, естественно, отвечаю: «Чем лучше, тем лучше». «Тогда, говорит, надеюсь, что после операции я могу рассчитывать на вашу маленькую благодарность?». Вот и все. На самом деле, если учитывать их труд, это смешные деньги. Я спросил у соседей по палате, они говорят: «Анестезиологу принято дарить то-то и то-то». Притащил я ему в итоге бутылку водки и полкило апельсинов. Хирург, конечно, дороже обошелся: вместо водки — коньяк, вместо апельсинов — шоколадный набор. В общем, коррупция такая, доморощенная.
В похоронах за последнее время я участвовал только один раз, и мне показалось, что в этой сфере коррупции стало меньше, чем несколько лет назад. Сейчас все эти агентства ритуальных услуг на каждом шагу, так что какой им смысл брать взятки или дефицит устраивать? Люди просто пойдут в агентство напротив, и все. Только клиентов распугают. Единственный, пожалуй, случай был в этот последний раз, про который в этой связи можно упомянуть. Мы доехали на катафалке до кладбища, похороны окончились, все влезают обратно в катафалк, а водитель говорит: «Простите, но мне за обратную дорогу никто не платил». Все пошумели-пошумели, повозмущались, но кладбище за городом, автобус рейсовый ходит редко, да и ехать после всего на нем никому неохота. Короче, заплатили водителю, довез он нас. Так никто и не выяснял, по-моему, блефовал шофер или в оплату катафалка обратный путь действительно не входил.
Несколько раз ремонтировал какую-то мелочь — то часы, то обувь — и, вы знаете, никогда не обращал внимания, заполняет мастер какой-то документ или нет. По-моему, все-таки нет. Мне кажется, что я не получал никаких квитанций.
К практике уклонения от налогов в нашей стране я отношусь нормально. В цивилизованном государстве я бы таких людей осуждал, а у нас государство не давало людям повода себе доверять. Если государство людей постоянно обманывает, почему бы людям не обманывать государство?
Кто у нас будет бороться с коррупцией? Некоррумпированных структур в стране нет, честных людей наверху — тоже. Кроме того, я говорил, что борьба с коррупцией сегодня просто опасна, так как подрывает экономическую стабильность в государстве. Для реальной борьбы с коррупцией должна произойти революция в умах. Люди в массовом порядке должны захотеть исполнять законы. Но такого желания в народе я не замечаю.
При серьезной опасности тебя уже никто не спасет. То есть захотят убить — убьют, захотят ограбить — ограбят. Ну а если по мелочи? Думаю, если мы говорим о том, что государство насквозь коррумпировано, то и действовать в такой ситуации надо исходя из понимания этого факта. То есть нужно искать личный выход — через родственников, через близких — на кого-то в МВД или, лучше, в ФСБ. Только при личном, доверительном общении есть надежда, что к тебе проявят интерес, тебе помогут.
На выборы я не хожу. Не хочу говорить красивые слова про то, что я никому не доверяю, во всем разуверился и все такое. Просто мне это не интересно. Я знаю, что моя жизнь от этого никак не изменится. Поэтому будет депутат связан с криминалом, не будет — мне, в общем-то, все равно.
1 Русская Православная Свободная Церковь. — Прим. ред.(назад)