Эмиль ПАИН: «Идеологический патриотизм в России неизбежно связан с проблемой этнического и национального самоопределения»
Я согласен с парадигмой, предложенной Александром Яновым. Он разделил патриотизм на любовь к родине, которая, как и любая другая, интимная и потому искренняя, и лжепатриотизм, названный им Sonder-патриотизмом. Как я понял, главная цель сегодняшней дискуссии – отделить искренний патриотизм от ложного.
Однако для начала мы должны понять, с чем имеем дело. Здесь говорилось о разных аспектах патриотизма: патриотизме в массовом сознании, патриотической идеологии. И если на уровне массового сознания мы можем говорить о патриотизме, как о любви к Родине, то, используемый в политической практике, патриотизм перестает быть любовью к Родине, а становится ее демонстрацией. Следовательно, почти всегда патриотизм как идеология, как часть политической риторики – это Sonder-патриотизм.
Патриотизм сейчас стал одним из признаков, по которым люди отличают «своих» от «чужих», хороших от плохих – тех, кто называет дневник дневником, от тех, кто называет его неприличным иностранным словом «органайзер». В Sonder-патриотизме заложена фобия всего чужого. Такой патриотизм в России неизбежно связан с проблемой этнического и национального самоопределения. По данным социологических исследований, проведенных под руководством директора Института социологии РАН Леокадии Дробижевой, две трети представителей титульного населения Татарии, Якутии, Осетии и многих других республик считают себя исключительно или преимущественно гражданами Татарии, Якутии, Осетии. А две трети русских считают себя жителями и гражданами России. Таким образом, для татар, якутов и осетин патриотизм – татарский, якутский и осетинский, а для русских – российский и русский.
Должны ли либеральные политики использовать идею патриотизма, учитывая ее популярность у других течений? Партия Владимира Жириновского назвает себя либеральной, демонстрируя при этом типичный Sonder-патриотизм. Правые партии на Западе, такие как французская партия «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пена или австрийская «Партия свободы» Йорга Хайдера, тоже придерживаются патриотических и националистических позиций. Если «Союз правых сил» захочет уподобиться европейским ультраправым партиям, то он может взять на вооружение патриотическую идеологию. Однако я надеюсь, что СПС ближе примеры первых советских либералов, не боявшихся сказать, что «Родина может быть не правой», в 1968 году, любя свою родину, вышедших на Красную площадь с протестом против ввода советских войск в Чехословакию и севших за это в тюрьму. Ведь не случайно эти люди не называли себя патриотами, как не случайно и то, что все демонстративно патриотические движения, развивающиеся в отсутствие внешней угрозы, неизбежно скатываются к шовинизму и ксенофобии.
Что касается патриотизма как искренней любви к Родине, то для развития этих чувств в массовом сознании особой пропаганды не требуется. Люди будут искренне любить ту страну, где будет вовремя выплачиваться зарплата, где сбережения не будут бесследно пропадать в банках после дефолтов и где каждый будет чувствовать себя защищенным.