КОВИДНЫЙ АБСЕНТЕИЗМ: АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ И ОБЩЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ПАНДЕМИИ

Серия "Либеральная миссия - экспертиза" под редакцией Кирилла Рогова

1.   От администрирования — к манипуляции, от мобилизации — к недоверию

Первая реакция российского правительства на вызов пандемии была достаточно быстрой и решительной. Уровень ограничений, введенный в России в конце марта 2020 года, был выше, чем в большинстве стран мира и чем в большинстве европейских стран (см. об этом в материале Е. Гурвича выше). Соответственно, и эффект был впечатляющим: несмотря на то, что эпидемия уже бушевала в столичном регионе, в целом по стране избыточная смертность, как показывает исследование Т. Михайловой, была отрицательной в марте и минимальной в апреле. Причиной столь решительной реакции, возможно, было традиционное внимание российских властей к стратегиям Пекина, который вводил сверхжесткие карантины, но еще более вероятно — опасения за судьбу начатой в январе 2020 года операции по продлению президентских сроков В. Путина. Первоначально предполагалось провести голосование по поправкам в конституцию в конце апреля. В то же время ни размах эпидемии, ни ее смертоносность, ни ее социальные последствия в этот момент толком были еще не ясны.

Надо отметить, что и реакция российского населения в целом была вполне адекватной. Доля не боявшихся заболеть упала с 57 % 23 марта до 28 % 3 апреля, доля не следивших за информацией о пандемии упала до 20 % (см. График 1). Вполне одобрительно были встречены на этом этапе и жесткие действия властей: неправильными эти действия к началу апреля считали лишь 10 % опрошенных, а не доверяли информации об эпидемии всего лишь чуть более 20 % (см. График 2). Пожалуй, можно даже говорить о кратком периоде своеобразного «ралли вокруг флага» в конце марта — начале апреля 2020 года: эпидемия была воспринята как внешняя напасть и мобилизовала людей.

График 1. Реакция населения на течение эпидемии: уровень тревоги и внимание к информации (март – сентябрь 2020 года)

Источник данных: ФОМ, к-Зонд 1 (https://covid19.fom.ru/k-zond).

 

 График 2. Реакция населения на действия властей и доверие информации (март – сентябрь 2020 года)

Источник данных: ФОМ, к-Зонд 1 (https://covid19.fom.ru/k-zond).

Однако уже в апреле происходит перелом. В конце апреля доля не боящихся заболеть и не следящих за информацией об эпидемии достигает 40 %. По всей видимости, к этому моменту в глазах населения эпидемия стала выглядеть не столь уж грозной (в том числе благодаря принятым энергичным мерам, затормозившим ее распространение), в то время как тягость жесткого локдауна люди вполне ощутили. В результате не только упала чувствительность к эпидемии, но и резко ухудшились оценки действий властей и доверие к информации об эпидемии: доля не одобряющих власти выросла до 27 %, а не доверяющих информации о вирусе — до 40 %. Впрочем, степень опасности эпидемии начинает подвергаться в этом периоде сомнению и в официозных СМИ, прежде всего в «телевизоре». Так, в фильме-расследовании, выпущенном Алексеем Навальным 29 апреля 2020 года и посвященном телеведущей Елене Малышевой, утверждается, что ведущая популярных передач Первого канала «Здоровье» и «Жить здорово» систематически уверяет свою аудиторию в ограниченной опасности эпидемии.

Так или иначе, в мае происходит резкое изменение политики: российские власти снимают значительную часть ограничений, доля считающих, что эпидемия спадает достигает 60 %, а не следящих за информацией о ней и не боящихся заболеть — до 45–50 % (см. Графики 1 и 2). Иными словами, в представлении людей эпидемия в России в этот момент как будто заканчивается (60 % считают, что она идет на спад), в то время как в реальности она только начинала разворачиваться. Как показывает исследование Татьяны Михайловой, в мае – июне избыточная смертность уже составляла 13–14 %, а в июле она подскочила до 27 %. Эпидемия пошла в глубь России — в регионы, где к ней были не слишком готовы, да и не имели особых стимулов готовиться, поскольку она считалась как бы уже в значительной степени побежденной.

Надо отметить, что этот стратегический поворот вполне соответствовал ожиданиям и настроениям людей: жесткий локдаун выглядел значительной издержкой, и его продолжение, как пишет выше Олег Буклемишев, во всяком случае требовало гораздо более значительных мер поддержки. Однако основным ориентиром политического планирования для Кремля являлась подготовка к голосованию по поправкам в конституцию, «обнулявшим» президентские сроки В. Путина. В сценарии Кремля важнейшими элементами этой политической кампании было проведение парада Победы 9 мая и сохранение этого «победного» настроя вплоть до недели «всенародного голосования» в конце июня («победили печенегов, победим и вирус»). Режим полу-карантина позволял, с одной стороны, сохранить определенные ограничения (например, на реализацию права на свободу собраний) и ввести «чрезвычайный» недельный режим голосования, не позволявший контролировать его ход, а с другой стороны, не создавал психологического и экономического дискомфорта реального локдауна. В то же время угроза эпидемии не должна была слишком отпугивать людей от участия в голосовании.

Необходимо отметить, впрочем, что ослабление ограничений является в этот момент общемировой тенденцией (см. График 3 ниже). Что отличает Россию на этом этапе от большинства европейских стран — это формирование устойчивой практики манипулирования статистикой распространения вируса и смертности. Появляющиеся в этот момент (в мае) публикации в прессе и аналитика свидетельствуют о систематической нерегистрации случаев заболеваний в регионах и фальсификации статистики смертности[1]. По всей видимости, адекватная система статистики эпидемии в масштабах страны вообще не была создана, но сразу оказалась под колпаком «политического контроля», т. е. решения политических, а не административных задач. Это обозначает важный поворот в отношении властей к эпидемии: если в марте, в условиях неопределенных знаний о ее масштабах и характере (и надежд на проведение голосования по «обнулению» уже весной), ставка была сделана на жесткое административное противодействие пандемии, то в мае – июне, в условиях ограниченного эффекта эпидемии и широких антикарантинных настроений среди населения, в преддверии голосования по конституционным поправкам была сделана ставка на средства «информационной борьбы» с эпидемией.

Этот манипулятивный подход к эпидемии, вполне определившийся в тактике правительства в мае – июне («голосовать можно, митинговать нельзя; здесь считаем, здесь не считаем»), был «прочитан» населением и во многом определил его дальнейшее отношение и к эпидемии, и к усилиям властей по противодействию ей. Июльский и августовский опросы «Левада-центра» зафиксировали крайне низкий уровень доверия к официальной информации об эпидемии и «успехам» в борьбе с ней. Как видно из Таблицы 1, около 50 % боявшихся заболеть — это среднее между «рабочими возрастами» (18–54 года), где уровень опасений был крайне низким (около 40 % боялись заболеть), и старшими возрастами (55 и старше), в большей степени осознавшими себя группой риска (60 % боялись заболеть, что тоже достаточно низкий уровень для этой группы). Крайне низкий уровень доверия к официальной информации о ходе эпидемии (о доверии заявили 30 % респондентов) также является усреднением: среди «рабочих возрастов» официальной информации доверял лишь каждый четвертый, в старших возрастах, где влияние официозного телевизора и общая лояльность гораздо выше, — около 40 %.

 

Таблица 1. Отношение к эпидемии, информации о ней и российской вакцине в социально-демографических группах

в целом женщины 18–54 лет 55+ лет высшее ниже среднего богатые бедные
1.     ОПАСАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЗАРАЗИТЬСЯ КОРОНАВИРУСОМ?
Определенно и скорее да 49 55 41 60 53 44 50 41
2.     ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СИТУАЦИИ С КОРОНАВИРУСОМ В РОССИИ?
В полной и значительной мере 31 33 26 39 30 33 36 25
3.     КАКОЕ ЧУВСТВО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС НОВОСТЬ О ПОЯВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВАКЦИНЫ ОТ КОРОНАВИРУСА?
Позитив 40 36 32 53 37 45 40 39
Негатив 46 53 52 37 52 35 46 46
4.     ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ЛИЧНО ПРИВИВАТЬСЯ ЭТОЙ ВАКЦИНОЙ ОТ КОРОНАВИРУСА?
Да 38 33 34 46 36 55 43 39
Нет 54 59 58 46 55 42 50 54
5.     КАКОЙ ИЗ ВЕРСИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ ВЫ САМИ?
Вирус был создан искусственно 64 67 64 65 63 73 60 69

Источник данных: «Левада-центр», исследования «Курьер», проведенные в конце июля (вопросы 1–2) и в конце августа (вопросы 3–4) 2020 года и феврале 2021 года (вопрос 5). «Бедные» — ответившие, что их доходов «едва хватает на еду».

На этом фоне не вызывает удивления (хотя, по сути, вызывает) крайний скепсис, с которым было воспринято известие о том, что Россия первой в мире создала вакцину от коронавируса. В целом по выборке 40 % респондентов сказали, что испытали положительные эмоции в связи с этим известием (сумма выбравших подсказки «гордость», «радость», «доверие»), а 46 % испытали негативные (сумма выбравших ответы «недоверие», «сомнение», «страх»). Среди «рабочих» возрастов, как видно из Таблицы 1, масштаб недоверия выглядит особенно впечатляющим: 52 % испытавших негативные против 32 % испытавших позитивные эмоции.

Следует обратить внимание еще на два момента: во-первых, нежелание прививаться коррелирует с недоверием к вакцине как таковой (люди с низким образованием, испытывающие большее доверие к вакцине, демонстрируют и более высокую готовность вакцинироваться), во-вторых, люди с высоким социальным капиталом (в частности, с высшим образованием) испытывают большее недоверие к вакцине, чем люди с низким социальным капиталом (необразованные и бедные). Это означает, что недоверие к вакцине имеет в значительной степени рациональные основания, а не конспиративно-мифологические, как иногда принято считать. Конспиративно-мифологические представления более характерны для групп с низким социальным капиталом, как это видно из ответов на вопрос 5 в Таблице 1. Таким образом, в целом чрезвычайно высокое недоверие к российской вакцине и нежелание прививаться могут быть следствием совокупного действия двух факторов – рационального недоверия в группах с высоких социальным капиталом и конспиративно-мифологического дискурса, более характерного для групп с низким социальным капиталом.

 

2.   Большой размен. «Солидаристская» и «абсентеистская» модели противостояния эпидемии

Однако ключевое решение в истории борьбы с эпидемией было принято российскими властями осенью 2020 года. Как видно из обзора Е. Гурвича выше и на Графике 3, к началу сентября ослабление ограничений в России оказалось существенно большим, чем те, на которые пошли европейские страны и большинство прочих государств в мире. Несмотря на очевидное начало второй волны эпидемии в сентябре – октябре 2020 года, российские власти не стали вводить новые строгие ограничения. Россия следовала «одногорбой» модели реакции на эпидемию, т. е., в отличие от европейских стран, не ввела второго локдауна осенью 2020 года.

График 3. Средний индекс строгости антиковидных ограничений в странах ЕС и Великобритании, остальных странах мира и в России

Источник данных: OxCGRT, https://www.bsg.ox.ac.uk/research/research-projects/covid-19-government-response-tracker

Надо отметить, что, как и весной 2020 года, российское население достаточно адекватно отреагировало на эскалацию эпидемии. В октябре доля не боявшихся заболеть снизилась до 20 %, а доля не следящих за информацией об эпидемии до 12–13 %. И такая ситуация продолжалась в целом вплоть до середины декабря. Резко ухудшились в этот момент и оценки действий властей по противодействию коронавирусу (см. Графики 4–5).

График 4. Реакция населения на течение эпидемии: уровень тревоги и внимание к информации (октябрь 2020 – июль 2021 года)

Источник данных: ФОМ, к-Зонд 2 (https://covid19.fom.ru/k-zond).

  График 5. Реакция населения на действия властей: отношение к действиям федеральных властей по борьбе с коронавирусом (октябрь 2020 – июль 2021 года)

Источник данных: ФОМ, к-Зонд 2 (https://covid19.fom.ru/k-zond).

Несмотря на очевидную эскалацию эпидемии и вполне адекватную реакцию на нее людей, российские власти не объявили второй локдаун. Как показано в исследовании Татьяны Михайловой, благодаря раннему и жесткому весеннему карантину и сезону отпусков в конце лета, избыточная смертность в России оставалась вплоть до октября 2020 года на вполне приемлемом уровне — около 15 %. Однако уже в октябре она подскочила до 40 %, а в ноябре – декабре достигла уровня 60 %.

Разумеется, объявление второго локдауна через полгода после первого было серьезным социальным и экономическим вызовом, и во всяком случае требовало бы гораздо более широких мер поддержки населения и частного сектора. Эти средства у российского руководства были — в Резервном фонде, как пишет Олег Буклемишев, находились средства в размере 12 % ВВП. Однако правительство придерживалось политики жесткой экономии и, по факту, не выбрало даже заявленный официально пакет помощи. Резервы решено было сохранить для решения других задач (в частности, в качестве подушки безопасности на случай обострения геополитической обстановки и усиления санкций).

В целом, сокращение российской экономики, как известно, было весьма умеренным (3,1 %); преувеличенными оказались и ожидания относительно потерь населения. Однако и то, и другое стало возможно благодаря ослаблению ограничений летом 2020 года и невведению второго локдауна. Как видно на Графике 6, оборот розничной торговли резко упал в апреле – мае 2020 года, однако уже в июле восстановился на уровне прежнего года. Во время локдауна люди теряли в доходе, но и сократили потребление, однако уже в июле люди покупали на уровне июля 2019 года, а в целом с июля 2020 по февраль 2021 года оборот торговли оказался ниже, чем в том же периоде предыдущего года на 1 %. При этом, как видно из опросов «Левада-центра», ситуация с зарплатами и увольнениями стабилизировалась к октябрю (Таблица 2).

График 6. Реальный оборот розничной торговли

Источник данных: Росстат, расчеты ЕАСЭД (http://sophist.hse.ru/hse/nindex.shtml)

Таблица 2. Экономический урон эпидемии: доля заявивших, что у них и членов    семейства «уже происходят» задержки или сокращения зарплаты и увольнения

апрель июнь июль октябрь
в целом по выборке
задержки зарплаты 24 17 16 13
сокращение зарплаты 31 29 26 16
сокращение кадров, увольнения 25 24 27 15
группа 18–39 лет
задержки зарплаты 31 22 20 14
сокращение зарплаты 40 35 29 16
сокращение кадров, увольнения 26 27 31 16

Источник данных: «Левада-центр», исследование «Курьер».

Так или иначе, отсутствие жестких ограничений осенью – зимой 2020–2021 годов привело к резкому увеличению избыточной смертности, которая в периоде с октября 2020 по май 2021 года составляла 34 %, а в целом с апреля 2020 по май 2021 года превысила фоновую смертность на 26 % и может быть оценена в 530 тыс. жизней (см. в разделе Татьяны Михайловой).

Однако было бы упрощением списывать эти потери исключительно на скаредность правительства (которая, впрочем, несомненно, имела место). Выбираемый теми или иными странами профиль борьбы с эпидемией — это гораздо более сложный механизм социальных взаимодействий. Так, например, хотя осенью 2020 года оценки действий властей по борьбе с эпидемией ухудшились, объявление второго локдауна, вероятно, привело бы к еще большему всплеску недовольства. Число сторонников и противников локдауна в обществе в октябре 2020 г. было равным, и это означает, учитывая высокие экономические и психологические его издержки, что поддержка локдауна была достаточно низкой. Вообще же, в каждый момент эпидемии в российском обществе (как, впрочем, и во всех других) присутствуют две группы — сторонников более жесткого карантинного режима и противников карантина (см. Таблицу 3). Вот почему так важны сигналы, посылаемые правительством и политической элитой относительно опасности эпидемии и стратегии ограничений, а также меры экономической поддержки — в совокупности они позволяют сформировать устойчивую группу поддержки жестких ограничений, повысить лояльность населения к тягостным ограничительным мерам.

Таблица 3. Соотношение групп сторонников более жестких и более мягких мер  противодействия эпидемии, %

Апрель 2020 года. Принимаемые меры по борьбе с коронавирусом
чрезмерные, избыточные 18
недостаточные 30
делается все возможное, все необходимое 46
Октябрь 2020: «Считаете ли вы оправданной временную приостановку работы предприятий и организаций, кроме жизненно важных , как меру по борьбе с коронавирусом, которая сейчас обсуждается в правительстве?»
Определенно да 21
Скорее да 27
Скорее нет 26
Определенно нет 22
Февраль 2021 года. Снятие ограничений, связанных с эпидемией
нужно было сделать раньше 21
преждевременное решение 22
делается своевременно 51

Источник данных: «Левада-центр», исследования «Курьер», апрель 2020 года и февраль 2021 года.

Можно выделить две основные модели борьбы с пандемией на национальном уровне — «солидаристскую» и «абсентеистскую». «Солидаристская» модель, реализованная в европейских странах, предполагает: (1) публикацию подробных и вызывающих доверие данных о масштабах и последствиях эпидемии; (2) целенаправленное формирование в обществе устойчивой и значительной группы поддержки жестких ограничительных мер; (3) последовательность в осуществлении жестких мер; (4) широкие меры экономической поддержки населения и бизнеса. Соответственно, «абсентеистская» модель, характерная для многих развивающихся и более бедных стран, характеризуется противоречивыми сигналами со стороны властей и элиты относительно опасности эпидемии, непоследовательностью и низким уровнем имплементации заявленных ограничительных мер, манипулированием и ограничительными мерами, и статистикой развития эпидемии. В итоге угроза эпидемии в восприятии населения выглядит неопределенной, взаимосвязь жесткости карантинных ограничений и избыточной смертности — размытой. Болезни и смерти все более начинают восприниматься «фаталистически» как «неизбежное зло», а меры предосторожности и ограничения – как частное дело каждого. «Чувствительность» населения к эпидемии и уровень тревоги вырастают лишь в тот момент, когда очередная ее волна уже бушует и затрагивает «ближний круг» человека, а карантинные меры вводить поздно.

Такой взгляд объясняет и относительную неудачу в борьбе с эпидемией в США. Возросшая в период избирательной кампании политическая поляризация проецируется здесь на отношение к эпидемии и не позволяет выработать относительно консолидированный ответ на нее со стороны элит и сформировать критическую массу лояльности жестким мерам[2]. Весьма вероятно, что различие этих моделей реакции на эпидемию оказывает принципиальное влияние и на склонность населения к вакцинированию[3]. В жесткой солидаристской модели общество находится в условиях локдауна (пока прививку получают одна за другой возрастные категории) в ожидании момента, когда будет достигнут популяционный порог вакцинированности. Этот момент определяет перспективу выхода всего общества из тягостного карантина. В абсентеистской модели и соблюдение карантина, и столкновение с болезнью являются «частным делом», а коллективная вакцинация никак не связывается с коллективным выходом из эпидемии и карантина. В России, помимо отмеченного выше «двойного» недоверия к отечественной вакцине (со стороны групп населения как с высоким, так и низким социальным капиталом), противоречивость и манипулятивность в отношении к эпидемии властей привела к тому, что в периоде доступности вакцины с января по апрель 60 % населения были уверены, что эпидемия сама собой идет на спад (График 4).

Если в Соединенных Штатах в относительной неудаче борьбе с эпидемией сыграла роль политическая поляризация, то в авторитарной России причины и механизмы были иными. Это прежде всего низкая подконтрольность власти со стороны общества, позволяющая принимать произвольные решения и выбирать приоритеты и стратегии, которые вряд ли были бы выбором большинства и которые могли бы быть по меньшей мере скорректированы, если бы являлись предметом широкой и свободной дискуссии. Это, кроме того, широкие возможности и привычка российских властей фальсифицировать данные и манипулировать информацией и общественным мнением. Это отсутствие парламентской оппозиции, способной отстаивать альтернативные приоритеты и политики, а также идеологический монополизм и цензура в общенациональных средствах массовой информации, что не позволило обществу сформировать адекватное и консистентное понимание происходящего.

Привычка к манипулированию и фальсификациям ведет к административным сбоям и провоцирует высокий уровень недоверия к действиям властей среди населения. Результатом этого стало то, что Россия подошла к третьей волне эпидемии, не использовав те возможности смягчения ее последствий, которые у нее имелись, провалив вакцинацию.

Избыточная смертность в России не является сверхвысокой; из тех стран, сведения по которым доступны, трагическими чемпионами остаются страны Латинской Америки (Перу, Боливия, Эквадор, Мексика). Вместе с тем российская избыточная смертность выглядит высокой для страны с достаточно высоким уровнем дохода и образования. Если бы России удалось удержаться на уровнях избыточной смертности в районе 15 % (таким этот уровень был до октября 2020 года, т. е. в первые семь месяцев эпидемии), то совокупные потери — общая избыточная смертность — были бы меньше примерно на 220 тыс. случаев. И, несомненно, энергичная и своевременная кампания вакцинации резко снизила бы смертность третьей волны. Но этого не случилось.

[1] В мае выходит буквально вал публикаций и аналитики на эту тему в российской и иностранной прессе, ср., например: Неучтенные. Реальная смертность от Covid-19 в Москве почти в 3 раза выше официальных показателей» // Новая газета. — 2020. — 13 мая. Режим доступа: (https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/11/85324-neuchtennye ; Просто запрещают умирать от коронавируса. Как в России борются с эпидемией Covid-19, манипулируя статистикой. Расследование «Медузы» // Медуза. — 2020. — 14 мая. Режим доступа:  https://meduza.io/feature/2020/05/14/prosto-zapreschayut-umirat-ot-koronavirusa , издание признано властями иностранным агентом) ; Russia’s Covid death toll could be 70 per cent higher than official figure // Financial Times. — 2020. — 11 мая.

[2] Maria Milosh, Marcus Painter, Konstantin Sonin, David Van Dijcke, Austin L. Wright  Political polarisation impedes the public policy response to Covid-19 // VOXEU. — 2020. — 23 Dec. Режим доступа: https://voxeu.org/article/political-polarisation-impedes-public-policy-response-covid-19 ; Green J. et al. Elusive consensus: Polarization in elite communication on the COVID-19 pandemic // Science Advances. 2020. – V. 6. — №. 28; Kerr J., Panagopoulos C., van der Linden S. Political polarization on COVID-19 pandemic response in the United States //Personality and Individual Differences. — 2021. — V. 179.

[3] Lopez German. How political polarization broke America’s vaccine campaign. The US’s partisan divides have left much of the country vulnerable to Covid-19 — leading to unnecessary deaths // VOX. — 2021. 6 Jul. Режим доступа: https://www.vox.com/2021/7/6/22554198/political-polarization-vaccine-covid-19-coronavirus

Поделиться ссылкой: