Андрей Рябов: «Возможно, в 2012 году народ будет приветствовать триумфальное возвращение президента, подарившего стране зимнюю Олимпиаду».
Весь в белом
Объявление Сочи столицей зимней Олимпиады-2014, помимо всплеска массового патриотизма и энтузиазма правящей элиты, имеющей отношение к бюджетным деньгам, породило немало вопросов.
Выплеснувшаяся на страницы газет дискуссия о том, не лучше ли было огромные средства, которые планируется направить на «олимпийскую показуху», потратить на социальную сферу, едва ли может иметь логическое завершение. Ведь вне зависимости от решения МОК деньги уже были «заряжены» на строительство спортивной инфраструктуры главного курорта России, а переориентация на социальные проекты не предусматривалась. Конечно, средства, предназначенные для олимпийского строительства, будут «пилить», как сейчас бюрократы разных рангов активно «пилят» деньги, направляемые на соцпроекты.
Намного сложнее вопрос о последствиях сочинской Олимпиады для международной политики России. На первый взгляд может показаться, что Москва выиграла у «империалистов» сражение за «третий мир». Ведь именно голоса развивающихся стран в итоге принесли Сочи победу. И это теперь способно задать привычный вектор российской внешней политики: мы на практике доказали, что можем быть для многих государств Африки, Азии и Латинской Америки более привлекательными партнерами, чем американские, европейские и дальневосточные капиталисты с их хвалеными технологическими достижениями и демократиями. А если хорошенько подумать, то как раз «американские империалисты» в лице нынешней администрации США с их влиянием на значительную часть «третьего мира» могли внести определенный вклад в нашу победу — ведь о содержании бесед российского и американского президентов с глазу на глаз во время их июльской встречи (как раз накануне сессии МОК в Гватемале) известно очень мало.
Впрочем, это догадки. Такими же неопределенными оказываются и вопросы, связанные с перспективами российско-грузинских отношений в контексте сочинской Олимпиады. Как быть, если к тому времени Грузия, территориальную целостность которой Россия официально признает, станет членом НАТО? Ведь сочинский аэропорт расположен всего в 15—20 минутах езды от официальной российско-грузинской, а де-факто российско-абхазской границы, проходящей по реке Псоу. Как быть в этом случае с пограничной зоной, в которую, согласно существующему законодательству, доступ не только иностранцев, но и многих россиян должен быть ограничен?
Или, чтобы не мелочиться, взять да признать независимость дружественной Абхазии. Тем более что территория сопредельной республики с ее проверенным туристическим потенциалом может стать продолжением сочинского комплекса. Да и резервный аэропорт в Сухуми, ближайший в этом регионе к сочинскому, тоже не помешает: аэропорт Сочи даже после реконструкции едва ли сможет принять огромное количество самолетов с гостями Олимпиады.
Более определенными видятся возможные последствия решения МОК для российской внутренней политики. Прежде всего у Владимира Путина, по мнению большинства российских и зарубежных экспертов, внесшего решающий вклад в победу российского курорта на финальном отрезке, появятся дополнительные возможности влиять на отечественную политику после ухода с поста весной 2008-го. Очевидно, что правящая элита попытается сделать из зимней Олимпиады-2014 важный элемент новой национальной идеи.Под эти цели можно проводить различные политические кампании.
И человек, благодаря которому все это стало возможным, в подготовке страны к «главному событию 2014 года» будет претендовать на то, чтобы занимать ключевые позиции. При сохранении в массовом сознании претензии на национальную гордость такое развитие событий видится вполне вероятным. Обоснованной в этом контексте становится и схема возвращения Путина к власти в 2012 году специально для завершения одного из главных проектов своего президентства.
Существует еще один важный аспект внутриполитического дизайна. Как известно, условием проведения Игр МОК считает соблюдение государством, принимающим Олимпиаду, демократических стандартов. Это решение может теоретически поставить «красные флажки» для российских силовиков, которым даже нынешние порядки, весьма далекие от этих самых стандартов, кажутся слишком стесняющими для успешной борьбы с разного рода угрозами безопасности, внешними и внутренними. Словом, возможные линии влияния решения по Сочи вроде бы ясны. Но вряд ли основных политических игроков, уже начавших строить планы на период после 2008 года, подобные сценарии устроят.
Источник: Новая газета