Россия будущего: Фундамент школы

Листая прессу

Как
и все мое поколение, я получил советское
образование, к которому до сих пор
отношусь с уважением. Система образования
в СССР решала задачи, которые ставило
перед собой тогдашнее государство.

После
прихода большевиков остро встала
проблема создания новой образовательной
системы, изменения ее идеологической
направленности и достижения всеобщей
грамотности. Государство рабочих и
крестьян не могло существовать, если
эти рабочие и крестьяне не умели читать —
как в таком случае они осваивали бы
достижения марксизма-ленинизма, как
функционировала бы огромная пропагандистская
машина? Фраза Ленина о том, что«из всех
искусств важнейшим для нас является
кино», отражала тогдашнюю образовательную
реальность. Достижение всеобщей
грамотности стало основой массовой
идеологической лояльности. Еще один
ленинский лозунг —«Искусство должно
быть понятно массам» — определял
его задачу. На фронтоне главного
университета страны —МГУпоявилась
надпись:«Наука — трудящимся», а его
церковь переделали в читальный зал.

Большевикам
нельзя было отказать в системности и
целенаправленности. В кратчайшие сроки
была создана система образования,
отвечающая целям создаваемого ими
общества. После того как пришлось строить
социализм в одной отдельно взятой
стране, образование стало вопросом
национальной безопасности. Запуск
первого спутника был его апофеозом.
Опыт СССР начал использоваться на
Западе. Система образования стала не
только методом обеспечения лояльности
людей и гарантом безопасности государства,
но и основой его конкурентоспособности
в мире. В этом смысле советская система
образования была весьма успешной и
эффективной. Ее сила была в том, что она
четко обслуживала государство, для
которого была создана. В этом же была
ее слабость и ограниченность. Она не
смогла пережить его крах.

Постсоветской
России требовалась новая система
образования. Однако власти так и не
справились с этой задачей. В свое время
большевики совершили настоящую революцию
в школьном деле. Ныне Россия не
сформулировала отношения к советскому
прошлому и пытается одновременно создать
демократию и сохранить преемственность.
Так невозможно сформировать систему
ценностных ориентиров, а без них не
создать эффективную образовательную
систему.

Не
ясно, зачем людям получать сегодня
образование в России. Какова образовательная
цель государства, если карьерный рост
в нем не зависит от уровня образования?
Например, в СССР не могло быть офицеров
милиции без высшего образования, а
сегодня таких множество. Так какое
образование нужно стране? Нет ответов,
так как не ясно, какое именно государство
создается в России. В результате и школа,
и люди полностью дезориентированы. Это
первое.

Во-вторых,
советская школа всегда давала большой
объем информации — превышающий тот,
который можно получить на Западе. После
работы в МГУ мне довелось долго преподавать
политические науки в лучших университетах
США и Европы, и везде я наблюдал примерно
одно и то же. На первых курсах выпускники
тогда еще советских школ легко забивали
своих западных сокурсников массой
знаний и умением считать в уме. Однако
на старших курсах начинали сказываться
минусы их образования — неумение
мыслить самостоятельно и творчески,
находить и критически анализировать
информацию, работать в команде и т. д.
Похоже, что нынешняя школа быстро
утрачивает преимущества советской, но
не приобретает плюсов западной системы.
Более того, при отсутствии равных
возможностей для всех детей она стала
уже источником долгосрочной социальной
несправедливости в стране.

В-третьих,
советское образование готовило
псевдоинтеллигентов, которые могли
поговорить на любую тему в течение
десяти минут. Оно делало широких
специалистов: физиков, которые писали
стихи, или лириков, которые понимали,
что такое синхрофазотрон. Узкий специалист
не соответствовал задачам пропаганды —
его трудно«политинформировать». Самых
способных детей отбирали на олимпиадах,
отправляли в спецшколы. Остальные
заучивали советский катехизис.

Американская
школа заточена на воспитание узкого
специалиста, знающего в своей области
все до основания. Но дальше этой области
его знания не идут. Откуда, собственно,
и происходит стереотип: американцы не
очень далекие, мало знающие, провинциальные.
У них стоит задача сохранить необходимый
объем информации, но при этом научить
людей мыслить критически и самостоятельно,
что никогда не удавалось сделать в
России.

В-четвертых,
образованное население гибко и быстро
адаптируется к изменениям жизни, способно
сделать свое государство вполне
конкурентоспособным на глобальном
рынке. Качественное массовое образование —
главный ресурс политической демократии,
экономической модернизации и безопасности
страны. Так, отсталая окраина Российской
империи — Финляндия, не обладая
ресурсами, но создав одну из лучших
школьных систем мира, стала символом
модернизации.

Когда
стоимость жилья в России напрямую
станет, как в США, зависеть от качества
близлежащих школ, программа ее модернизации
обретет наконец стратегический фундамент.
Но образованное общество не только
легко распознает лицемерие власти и
аморальность системы. Оно способно
быстро адаптироваться к этому лицемерию —
например, имитируя законопослушность.
А это безвозвратно разлагает страну,
убивая ее будущее. Как создать образованный
и высокоморальныйчеловеческий
капитал
в
России в условиях коррупции и двойных
стандартов власти? Образованное общество,
как правило, методы принуждения принимает
плохо.

Конечно,
важно улучшать финансирование школы.
Его нынешний уровень оскорбителен как
для задач, стоящих перед страной, так и
для народа, интеллект которого остается
нераскрытым. Нужно радикально повысить
социальный престиж учителей — педвузы
не могут заполняться неудачниками. Надо
выработать у людей стереотип:качество
жизни
напрямую
зависит от уровня образования.

Но
и это вторично. Главное, что качественное
образование должно базироваться на
фундаментальных ценностях. Но для
российских властей сформулировать и
придерживаться их оказалось труднее,
чем, скажем, развить энергетику. Хотя
это несравнимо важнее — даже
энергетическая сверхдержава легко
может стать интеллектуальным импотентом.

Источник: Ведомости

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий