Все дальше от цивилизованного мира
Московский комсомолец от 3 января
2014 г.
Правительство выгоняет россиян из
интернет-магазинов
Российские
власти, успешно тормозящие развитие собственной экономики все большим
ужесточением норм ведения бизнеса, предприняли новое наступление на базовую
экономическую свободу — свободу рыночного выбора. Сначала под благовидными
предлогами борьбы с терроризмом и отмыванием денег они ограничили анонимные
денежные переводы внутри страны, а затем замахнулись на онлайн-торговлю — и, в
частности, на покупку товаров в зарубежных интернет-магазинах.
В этом нет
ничего удивительного. Россия сегодня — не просто сырьевая экономика. Это
экономика рентная, которая получает значительную часть доходов от таможенных
пошлин. По предварительным итогам 2013 г., ФТС перечислила в доходы
федерального бюджета более 6,5 трлн руб. — около 56% всех его доходов. Подобная
доля таможни в доходах соответствует показателям Нигера и
Центрально-Африканской Республики (61 и 59% соответственно), которые ни на чем
другом и заработать-то не могут. В большинстве же «нормальных» стран увлечение
таможней прошло давно. В США, например, доля таможенных пошлин в бюджетных
доходах упала ниже 50% в 1879 г. — и сегодня составляет 0,09%. Но это не о нас.
Российской власти необходимы самые «простые» доходы. К тому же если в стране
нет «национальных производителей», то стоит защищать хотя бы «национальных
ритейлеров».
В результате
под удар попали граждане, не готовые вдвое-втрое переплачивать за импортируемые
в Россию «организованным» образом западные товары. Власти готовятся ограничить
пересылку товаров в страну суммой в 200 евро в месяц, взимать за превышение
пошлину в размере 30% от таможенной стоимости и обставить получение товара
массой трудновыполнимых условий (включая предоставление банковских выписок и
фотографий покупаемых вещей).
Предполагается,
что радостные россияне бросятся в супермаркеты и потратят там свои стремительно
дешевеющие рубли. Думаю, не бросятся. И не потратят. Напротив, замрут в ожидании
поездок за рубеж, а пока что прикупят впрок твердой валюты, тем самым еще
больше подняв ее курс. Но главное не в этом — а в том, что власть в очередной
раз показывает, сколь несовременна и она сама, и страна, в которой она правит.
Интернет-торговля
двадцать лет назад стала важнейшим фактором роста экономики США. С 1994 по 1999
г. ее оборот вырос более чем в 11 раз. При этом выиграли не только граждане,
получившие большую свободу выбора, но и инвесторы, и смежные отрасли.
Капитализация лидера рынка, корпорации Amazon.com, выросла с $380 млн в мае
1997 г. до $20,5 млрд в начале 2000 г., превысив суммарную стоимость всех
котировавшихся тогда на рынке российских компаний. Сегодня она стоит $185,2
млрд — на 2/3 больше, чем «Газпром», генерирует продаж на $61 млрд и дает
работу 110 тысячам человек. Параллельно с развитием интернет-торговли в
Америке, а потом и в Европе возникли целые новые отрасли — от интернет-банкинга
до услуг срочной почтовой доставки. Выручка FedEx выросла с 1999 по 2013 г.
более чем втрое, достигнув $44 млрд, переход к интернет-банкингу повысил
производительность труда банковских служащих более чем в 2,5 раза всего за 15
лет. В итоге в 1999 г. безнадежно дефицитный прежде федеральный бюджет США был
сведен с профицитом — впервые с… 1969 г.
Впоследствии
этот процесс принял лавинообразный вид во всем мире. По итогам 2012 г. в Чехии
через интернет-покупки было осуществлено 24% всего оборота розничной торговли.
В Китае в 2012 г. таким образом было продано за рубеж и куплено из-за рубежа
товаров на $376 млрд, что составляет почти 10% оборота внешней торговли КНР. В
России данный сектор рос в последние годы с темпом до 20% ежегодно. Больше не
будет. Но зато мы снова услышим много слов о том, как правительство борется за
ускорение экономического роста…
На это
чиновники отвечают, что речь идет о повышении налоговой базы. Но это иллюзии. С
одной стороны, никакого повышения налогов не случится. Просто покупать станут
меньше и больше будут привозить из-за рубежа во время поездок. Кроме того, у
России появятся трудности с партнерами как по ВТО (30% — это уровень, не
предусмотренный никакими соглашениями), так и по Таможенному союзу (в
Казахстане вряд ли пойдут по пути россиян). Крупнейшие международные
экспедиторские компании, видимо, исключат Россию из числа приоритетных рынков.
Наша страна и сегодня — «черная дыра» для международных отправителей. Почтовая
служба США готова гарантировать точное время доставки своих авиапосылок даже в
небольшой город в Папуа — Новой Гвинее, но, например, не в полумиллионный
сибирский Томск.
Наконец,
предпринимаемые меры — еще одно свидетельство «серьезности» наших планов
модернизации и технологического развития. Интернет-торговля — одна из сфер, в
которой способны самореализоваться небольшие и агрессивные компании (в той же
Amazon.com при его выходе на IPO работало 256 человек, а большинство ее
последователей были и еще меньшими); практически закрывая Россию для
интернет-торговли, правительство говорит всем, кто занимается в стране
разработкой подобных схем: «С вещами (точнее, с мозгами) — на выход!» И в том,
что молодые российские предприниматели найдут себе применение за рубежом, не
возникает сомнений.
Власти
развитых стран — в первую очередь тех же США, которые сейчас показывают более
высокие темпы экономического роста, чем Россия, — понимают одну простую истину:
гражданам важнее дать возможность зарабатывать деньги, чем дать им сами эти
деньги. Именно поэтому в Америке до последнего времени не было не только
драконовских ограничений интернет-торговли, но и (!) налога с покупаемых в
онлайне товаров (его начали вводить только в прошлом году с принятием т.н.
Marketplace Fairness Act, когда отрасль окрепла и развилась).
Люди
стремятся и будут стремиться экономить — особенно в условиях кризиса; им всегда
будет казаться легче расстаться с виртуальной суммой со своей кредитки, чем
облегчить кошелек в магазине; они никогда уже не поверят в то, что на паре
этажей супермаркета может расположиться больше товаров, чем во Всемирной сети.
И пусть они
тратят в Сети, пусть эта Сеть создает рабочие места, пусть потом люди стремятся
больше зарабатывать, и так далее — ведь это и порождает экономический рост,
который ценен сам по себе, а не потому, что приносит в казну налоги, которые
потом так приятно «распилить».
Но в Москве
судят иначе: правильнее сначала обобрать своих граждан, чтобы потом вернуть им
малую толику отобранного. Это подходы отнюдь не XXI века.
За судьбы
мировой интернет-торговли можно не беспокоиться — как, впрочем, и за российских
потребителей, которые преодолеют сложности, заботливо уготованные им родными
властями. Однако в том, что наша страна окажется еще дальше от цивилизованного
мира — и по стандартам потребления, и по уровню оказания услуг связи и
доставки, и по востребованности новых технологических решений, — сомневаться не
приходится.
К сожалению,
именно такова магистральная линия поведения, выбранная нынешней властью.
http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2014/02/02/978853-vse-dalshe-ot-tsivilizovannogo-mira.html
Источник: Московский комсомолец