Апрельский погром
Вперед, развернувши старинные знамена, на которых еще можно разобрать полустертые лозунги: «Тяжелому року — бой! Не нашей культуре — бой! Цветоволосы — с корнем! Синхролайтинги — с корнем!»
А. и Б. Стругацкие. Отягощенные злом, или Сорок лет спустя.
105 лет тому назад (19 — 21 апреля по новому стилю) в Кишиневе разразился первый за долгое время (точнее, с 1882 года) в Российской империи кровавый еврейский погром. 49 убитых, около 600 изувеченных, изнасилованных, искалеченных. 1500 сожженных домов.
И четкий след к полицейским властям на самом верху.
Предлог — месяц непрерывных публикаций в газете «Бессарабец» о ритуальном убийстве в Дубоссарах. Цензура запрещала печатать сообщения об этом деле (мол, будоражат общественное мнение!) как раз накануне того, как следователи нашли истинного убийцу юноши. (Им оказался двоюродный брат жертвы, совершивший преступление, чтобы не делить наследство.) Поэтому вменяемые редакторы не смогли успокоить почтенную публику — охолоньте, братцы, в данном вот конкретном случае не евреи виноваты…
Через два с половиной года, в октябре 1905-го, полоса страшных погромов «была обоснована» властями широким участием евреев в демократическом (социалистическом либеральном) движении. Так сказать, империя наносит ответный удар. 5 миллионов заложников в черте оседлости, трепещите… (Что там Тибет!) Такого рода практику коллективного наказания активно поддерживал канонизированный ныне Николай Романов и его силовики. Ее сдержанно одобрял и нынешний кумир праволиберальных реформаторов граф Столыпин.
Представители российской власти не скрывали и даже афишировали легкость, с которой они могли бы прекратить бесчинства. Например, генерал-майор Бессонов, начальник второго отдела охраны Киева – в этот участок входили Подол и Старо-Киевский участок, где жили преимущественно евреи и располагались богатые еврейские фирмы, — во время погрома 18 — 21 октября 1905 года заявил: будь его воля, “погром окончился бы в полчаса, но евреи приняли слишком большое участие в революционном движении и потому должны поплатиться”. В то же время начальники двух других отделов охраны города старались пресечь насилие.
К представителям власти, являвшимся вдохновителями еврейских погромов, никакие репрессивные меры не принимались. Но непосредственных участников убийств и грабежей приходилось судить и карать, что очень не нравилось Николаю II. В беседе с руководителем одесского отдела “Союза русского народа” графом Коновницыным он говорил, что русские суды относятся к участникам погромов излишне строго. “Даю вам мое царское слово, что буду всегда исправлять их приговоры по просьбам дорогого мне “Союза русского народа” (царь был почетным членом союза и носил его значок ). Император держал свое обещание и подписывал большинство “всеподданнейших докладов” министра юстиции Щегловитова о помиловании осужденных за еврейские погромы, составлявшихся по ходатайствам различных отделов союза.
Но весной 1903-го в осененной двуглавым орлом державе не было никакого демократического движения. На левом фланге ожесточенно грызлись марксисты и народники, на правом — хлопотали о правах земства. Была растущая стабильность, Россия упорно вставала с колен, она уже навтыкала китайцам и готовилась вломить японцам… Погром, вина за организацию которого открыто возлагалась на власти, привел к тому, что полицейские круги стали восприниматься как чистое зло. Необходимо отметить, что в те годы не менее кровавые инциденты случались и в другой великой евразийской империи – Османской. Но там башибузуков использовали только в ответ на сепаратистские вылазки христианского населения. А неспровоцированная резня глубоко мирных подданных — тут пахнуло уже глубоким XVII веком. И те элитарные круги, что назывались обществом, необычайно ясно осознали: существующая власть воюет с собственным населением.
Когда через шестнадцать месяцев после Кишинева, в июле 1904-го, эсерами был убит министр внутренних дел фон Плеве («нам нужна маленькая победоносная война»), это было воспринято многими людьми как абсолютно справедливая кара за прошлогодние погромы.
…31 марта 2008 года министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев заявил: «Хулиганствующая молодежь под вывеской экологических, гуманитарных и различных псевдоправозащитных организаций переходит к новой тактике — флэшмобу. К этим акциям, по сведениям МВД, привлекаются несовершеннолетние подростки и пожилые люди, которых организаторы флэшмобов за вознаграждение используют в своих целях. Нередко в ход идут и различные смеси, имитирующие кровь, — например, томатный сок и кетчуп1…» Соответственно наши стражи порядка собираются теперь разрабатывать ответную тактику – «противостояния флэшмобам».
Начало борьбы с вооруженными кетчупом псевдоправозащитными хулиганами можно было бы воспринять как очередную страшилку зарапортовавшегося генерала. Но вечером 4 апреля в Москве у метро «Сокольники» милиция с особой жестокостью разогнала собравшуюся молодежь (их отследили, мониторя блоги). Когда через неделю 400 неформалов вышли — законопослушно, санкционировано, — в знак протеста на Славянскую площадь, их также разогнали. Не понравилось слово «мент»2 на транспаранте. Всю эту мясорубку устроили аккурат под съезд «Единой России», за месяц до «коронации»… Подробнее см.
Разумеется, недавний погром на Славянской площади трудно сопоставить с событиями вековой давности. Есть, однако, одно общее — это стремление власти побольнее ударить по слабым и беззащитным. Просто из любви к искусству. Совершить, так сказать, эстетически завершенную гадость.
Но вернемся в 1903-й. Главный вывод, который был сделал по следам событий в Кишиневе, — государство не защитник, а губитель. Через несколько месяцев, во время гомельского погрома, уже появился крошечный отряд самообороны3. Который отстреливался от нападавших бандитов. А в 1905 году в России сложилось вооруженное гражданское общество. И раскаты тех выстрелов не смолкли по сей день…
1 Видимо, на рождение данного сюжета подействовал рекламный клип про персонажей сериала «Менты» и соус «Пикадор».
2 Есть две версии генезиса этого выражения: а) от венгерского «менте» (кавалерийский ментик, плащ полицейского или охранника); б) от немецко-еврейского «менч» (человек). Товарищи из милиции могут выбрать себе наиболее оскорбительную версию. Впрочем, они вправе обижаться и на «мусор» (масор – закон в переводе с иврита).
3 На основе еврейских отрядов самообороны возникли ополчения в Земле Обетованной — набив руку на черносотенцах, боевики продолжили на арабском народе Палестины. В 40-ю годовщину Кишиневского погрома восстало Варшавское гетто.
Никогда не говори, что ты в последний путь шагаешь,
Когда оловянное небо синие дни заслоняет.
Скоро наступит наш час, выстраданный весь.
И ударит родной наш шаг: — «Мы здесь!»