Батискаф спасли, проблемы остались
Военная деятельность – вообще вещь очень рискованная, особенно та ее сфера, которая связана с высокими технологиями, особенно такими сложными как морские глубины. Ситуации, подобные аварии на батискафе АС-28, происходят во всем мире. Проблема в том, что российские военные не смогли с ней справиться своими силами. Не могло не сказаться общее запущенное состояние наших вооруженных сил, усугубившееся за последние 15 лет. И здесь остается согласиться с министром обороны Сергеем Ивановым: к такой ситуации они, конечно, просто не были готовы.
Действительно, в распоряжении наших военных был аппарат, аналогичный «Scorpio», использованный в результате английскими спасателями, но его нужно было разбирать, доставлять в аэропорт в Северодвинске и т. д. В общем, как и в ситуации с «Курском», готовности к подобному чрезвычайному происшествию просто не было. А это уже свидетельствует о серьезных системных недостатках российских вооруженных сил и, прежде всего, высшего военного руководства. Можно говорить об объективных причинах случившегося, таких как недофинансирование и нехватку ответственности командного состава. Однако проблема в том, что вопрос о военной безопасности должен всегда стоять на первом месте, армия всегда должна быть готова именно к кризисной ситуации. Она нужна именно для этого, а не для того чтобы в мирное время помогать по хозяйству.
Причина же такого положения в армии заключается в том, что система выдвижения военных кадров с советских времен практически не изменилась. Военную карьеру чаще всего делают конформисты, которые прислуживают руководству и, как говорится, не поднимают волны. Ведь если ответственный военный знают, что что-то происходит не так и ставит под угрозу жизнь его подчиненных и безопасность страны в целом, он должен поставить этот вопрос как перед своим руководством, так и перед руководством страны или же подать в отставку. Много ли вы слышали об отставках наших высокопоставленных генералов? У главкома ВМФ Владимира Куроедова флот тонет уже много лет, даже на парадах корабли грозятся пойти ко дну, но чем-то он нравился президенту Путину. Впрочем, сейчас ему, по всей видимости, все-таки придется уйти в отставку. Но проблема качества военного руководства с его отставкой не решится. В ее корне – отсутствие у нас концепции военного профессионализма, когда критерием продвижения кадров по службе является соответствие строгим и конкретным требованиям военной профессии.
В ситуации прогрессирующей депрофессионализации армии выделение особой статьи финансирования на охрану жизни военнослужащих, о котором, между прочим, заговорили некоторые военноначальники, не поможет. Думаю, такой статьи нет ни в одной армии мира, настолько само собой разумеется, защита жизни военных – первостепенный долг военачальника. Это записано и в Уставе российской армии.
Боюсь, что любое увеличение финансирования при нынешнем состоянии управления армией приведет к растаскиванию средств. А если мы будем говорить о приобретении техники для защиты и спасения военнослужащих в подобных непредвиденных ситуациях, то статья в бюджете должна быть просто огромной, ведь эта сфера у нас совершенно запущена. Соответственно, управление ею само по себе будет проблематичным, и хорошая, на первый взгляд, инициатива обернется формализмом, а скорее всего – и воровством, тем более что оно свойственно как гражданским, так и военным чиновникам.
Безопасность военнослужащих – это скорее вопрос к руководству страны. Но, к сожалению, сейчас оно не готово не только предлагать новые точки зрения на вопросы обороны, но и надлежащим образом отвечать за свои кадровые просчеты и ошибки. Только установление профессиональных критериев сможет решить проблему ответственности, и, соответственно, повысить эффективность управления как самой армией, так и ее ресурсами. К сожалению, мы выпали из мирового процесса развития военного профессионализма, о чем я писал неоднократно, в частности, в статье «Сто лет одиночества российской армии».
Впрочем, не все столь пессимистично. Позитивный итог инцидента с АС-28 состоит в том, что Сергей Иванов отдал распоряжение купить два аппарата «Scorpio». В отличие от российских аналогов, которые вроде бы, по мнению министра, ничем не хуже, их не надо разбирать перед отправкой. Видимо, он понял, что лучше взять готовый и проверенный аппарат, чем слушать наших конструкторов, которые пообещают создать систему, не имеющую аналогов в мире. Такие системы нам не нужны – не достает просто высококачественных, работающих во всех условиях, эффективных аппаратов.
Первый прецедент закупки военной техники за рубежом, надеюсь, поставит вопрос о том, что наши вооруженные силы нуждаются в современном оснащении, особенно в сферах, связанных с безопасностью людей. Еще с советских времен в этом отношении у нас были серьезные недоработки, но публично на них внимания не обращалось. В гражданской экономике мы уже давно закупаем продукцию во всем мире, если не в состоянии производить ее сами, например, те же автомобили для руководства страны. А вооруженные силы почему-то находятся в некоем гетто, где пользуются системами, разработанными еще в советское время – тогда, как известно, армия не имела выбора, а брала ровно то, что поставлял ей военно-промышленный комплекс. Так что стоит порадоваться не только за спасение жизней моряков, но и за то, что прецедент закупки сложной иностранной техники будет иметь долгосрочный положительный эффект.