Недоваренная лапша на развесистых ушах. Вертикаль власти
Уважаемый Александр Всеволодович, Вы заметили, уверен, что я в конце каждого «разоблачения» делаю короткое заключение. Спасибо Вам за идею. Думаю, что набор таких подытоживающих резюме и составит тот цитатник, который Вы предлагаете.
Владимир Михайлович, мне не удалось открыть ссылку, что Вы мне переслали (http://www.i-u.ru/biblio и т.п.). Не сочтите за труд, перешлите мне текст, который Вы считаете важным, в стандартном формате типа doc. Заранее благодарен.
Дайте совет, коллеги (это уже ко всем). Предлагают прокомментировать «суверенную демократию». Но это всего лишь личный перл одного из кремлевских чиновников, не использовавшийся дежурными президентами, хотя и имевший хождение в прессе. Когда-то о нем негативно высказывался Дмитрий Медведев. Сейчас это заклинание упоминается редко. Стоит ли им заниматься? Жду ваших советов.
А теперь к делу.
«… и в нашем обществе могут найтись люди, которые думают и чувствуют как «примитивы», и […] в каждом человеке может присутствовать субстрат первобытного мышления»
Эванс-Притчард. Теории примитивной религии
Вертикаль у представителей власти бывает всякая: четкая, стройная, исполнительная, законодательная, властная, огромная, сильная, депутатская, фракционная, партийная, эффективная, действенная, своеобразная, правовая, политическая, выстроенная, созданная, восстановленная, вся, укрепленная, реальная, действительная, работающая, управляемая, устойчивая, дальнейшая. «Вертикалями» называют сейчас массовые детские игры, оздоровительные лагеря для школьников, областные фестивали местной прессы и дома отдыха. Я не искал мужского одеколона и женских имен «Вертикаль», но, видимо, если попытаться, найти не трудно. Как это бывает с любыми бессмысленными заклинаниями, его использует ни к селу, ни к городу прорва «монтажников-высотников», забивших свои крючья в эту вертикаль и болтающихся каждый на своей страховке: кто на взятках, кто на славословиях, кто на имитации слепой преданности… Вертикаль — самое мужское из слов женского рода, и потому мужчины прибегают к нему несоизмеримо чаще, нежели дамы. Последние очень стесняются.
Но с наибольшим чувством глубокого удовлетворения, с максимальной убежденностью говорят о вертикали наши руководители.
Вот начало из Послания президента Путина 2000 г.:
«Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную вертикаль».
То же на следующий год:
«Мы поставили цель: выстроить четко работающую исполнительную вертикаль, добиться правовой дисциплины и действенной судебной системы. И от этой цели не должны отступать. Именно здесь — сам механизм реализации государственных решений, эффективной защиты прав наших граждан».
Чем закончилась защита наших прав, мы знаем. И они все ищут построенный ими «механизм». А вот продолжение в исполнении следующего президента.
11 июня 2009 года, 16:10 Московская область, Барвиха, встреча с лидерами непарламентских партий.
«Что такое вертикаль власти? Это её соподчинение. Вообще-то так принято во всём мире. Что у власти ещё может быть — горизонталь, что ли?»
Так сказал наш чистосердечный юрист и пропагандист свободы. Тут, надо сказать, г-н Митрохин посмел напомнить президенту о разделении властей, но тема развития не нашла. И снова Послание, но 2008 г. Строительство вертикали не знает окончания:
«Так, я поручил подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Решение этой задачи, несмотря на необходимость определённых трат, позволит завершить формирование стройной вертикали судебной власти».
Поскольку выше вертикаль обозначена как «единая», то из этих слов следует, что судебная вертикаль является частью вертикали исполнительной власти.
Между тем, чаще всего «вертикаль» появляется в словосочетании «укрепление вертикали». Отрыв от остальных словоупотреблений — бешеный. Любой психоаналитик, увидев такое, забил бы тревогу: налицо массовый психоз. Давайте разберемся с ним.
Вертикаль — один из древнейших сакральных символов, из числа применявшихся примитивными племенами. Так пишут в своих трудах палеоантропологи, и у меня нет основания им не доверять, поскольку их труды не мотивированы критикой путинского режима. Из этих трудов мы можем узнать, что многие примитивные племена, в разных культурах, на разных континентах, придавали важнейшее сакральное значение различным вертикальным конструкциям, чаще всего — столбам. Как правило, они изготавливали их сами, вкапывали в землю и украшали. Далее следовали всякие ритуалы вокруг этого столба, ритмичные пляски, зажигательные песни. Ученые интерпретируют распространенность подобных культов по-разному: замыкание земли и неба, связь с предками, ось Космоса и т.п. Конечно: стабильность и предсказуемость, если использовать современный язык.
Ученые люди говорят также, что те наши отдаленные предки жили в условиях тотального страха перед окружающим миром. И этот столб, эта вертикаль служила источником успокоения, надежности. Тогда слова из приведенного выше эпиграфа к статье приобретают ясный смысл: приверженность вертикали есть «субстрат примитивного мышления». Скорее даже не мышления. Причем тут оно? Речь, я думаю, о подсознательных импульсах в подкорковых зонах мозга, о рудиментарных страхах, вызывающих столь же древние символы защиты. Вот и всплывает этот столб с плясками вокруг него. Короче — вертикаль.
Я понимаю, что на меня могут обидеться. Но не стоит. Я никого не хочу оскорблять. Я лишь оперирую известными науке фактами и сопоставляю их с нашей современной действительностью. Ведь в этом нет ничего преступного? Это ведь не экстремизм? Правда ведь?
Еще я боюсь, что мой экскурс в доисторические времена может быть воспринят как несколько экстравагантный и даже неуместный. Хочу сразу оправдаться. Как вам, к примеру, такая цитата:
«Существовавшая с XV в. система, по которой кандидаты на пост мэра представлялись на рассмотрение королю, оставалась в силе. Хотя Генрих [Генрих IV Французский — прим. автора] мог иногда отвергнуть предложения своих подданных, это не всегда было результатом продуманной политики, поскольку в некоторых случаях было просто результатом неспособности самих городов представить согласованный список кандидатов»[1].
Что-то в этом есть очень знакомое. Не правда ли? А вот еще: использовать назначение на пост управляющего завоеванной территории как акт унижения жителей этой территории — очень древняя традиция. К примеру, ассирийские цари любили назначать на должности таких наместников своих евнухов.
(Тут я невольно выдаю одну свою мечту: написать трактат под таким названием: «Россия 2000-20??: кладбище архаичных политических технологий». Суть в том, что политическая система, в которой мы живем, являет собой пример этакого монстра, сшитого наподобие детища доктора Франкенштейна. Рецепт известен: берутся различные части от разных трупов, сшиваются суровыми нитками, потом — инъекция нефти или другой живительной жидкости, и гомункулус начинает двигаться. Такова и наша политическая система: немонтирующиеся друг с другом архаичные обломки. Чем кончил незадачливый доктор, кстати, известно.
Не знаю, успею ли я написать этот трактат. У меня столько идей, они толкаются, мешают друг другу, и мне заодно. Но если кто-то захочет описанную идею реализовать – не возражаю.)
Но вернемся к любезной нашему сердцу вертикали власти. Она имеет еще один важный смысл — иерархию. Недаром говорят «вертикаль власти», а не какая-нибудь там всякая вертикаль. Значит, кто-то наверху, а кто-то внизу. И мы все знаем, кто наверху, а кто внизу. И каждый должен знать свое место в этой иерархии.
Тут мы с вами выпадаем из истории человечества вообще и оказываемся в обычном обезьяньем стаде. А вместо антропологов нашими учителями становятся этологи. Из них самые человеколюбивые — обезьяноведы. И вот что они рассказывают.
Стадо обезьян образует иерархическую пирамиду, на вершине которой располагается самец. У разных видов обезьян иерархия образуется в соответствии с разными принципами. Например, у бабуинов важен возраст, а у макак — хамство. Все это общеизвестно. Сейчас даже малообразованные люди оперируют понятием «альфа-самец».
Интересен один из инструментов поддержания иерархии в стаде. Если появляется диссидент, который становится опасен для вожака, то по специальному сигналу последнего в дело вступает свора обезьян низкого ранга, но постоянно прикармливаемая объедками вожака. Так вот, функция этой бригады — дружно кидаться калом в диссидента. Сей ритуал должен указать всему стаду и самому маргиналу его истинное место в иерархии[2]. Вы думает я все это выдумал? Ничуть. Ссылка приведена. Я просто говорю о том, что свойства нашей вертикали ничуть не уникальны. Более того, им много миллионов лет.
Не будем огульно ругать вертикаль, хотя бы из-за ее почтенного возраста. Она способствовала социальной эволюции человека разумного. Правда, до тех пор, пока жизнь не стала слишком сложной, и существенный вклад в эту сложность вносило само социальное окружение, конструируемое людьми. Как реакция на эту сложность в недрах западной цивилизации начала формироваться новая культура социальных отношений и политической организации, основанных на горизонталях. Эта культура продемонстрировала высокую адаптивность и эффективность. Вертикальные структуры стали критически отставать.
Старое представление о вертикальной простоте мира сопротивлялось и сохранялось. Были сферы, где они продолжали функционировать. Типичные примеры — оборона и безопасность. И всякий раз, когда работающие там вертикальные модели переносились на всю жизнь общества, происходили социальные катастрофы. Эта опасность продолжает грозить нам сейчас. Что же касается эффективности вертикали, мы об этом поговорим подробнее в одном из следующих сюжетов.
У мантры «вертикаль власти» есть припевочка, которую вы не услышите из верховных уст. Она обычно исполняется специальным хором, который указывает нам на лидера, предлагает присоединиться к всеобщему ликованию и поясняет, как в древнегреческих трагедиях или средневековых мистериях: «Ручное управление! Смотрите, он опять сделал это! И это было ручным управлением!»
И снова ничего нового. Ручное управление — аналог ритуала лечения дурных болезней прикосновением монаршей руки. Вопреки распространенному мнению, сия легенда появилась недавно, в конце XVII — начале XVIII веков, когда из средневековой политической мозаики формировались централизованные монархии, а сами монархи отдалялись от подданных, избавлялись от традиции принятых ранее военных подвигов или самоличных судебных разбирательств и уединялись в новых гигантских дворцах, окруженные тысячами слуг. Вот тогда и был придуман новый ритуал, долженствующий поддерживать легитимность монарха.
Понятно, что как способ лечения болезней прикосновение монаршей руки было столь же эффективно, как наше нынешнее «ручное управление». Более того, наши лидеры прибегают к бесполезному ручному управлению как к последнему средству в силу полной неэффективности вертикали власти и от собственного отчаяния, вызванного бессилием, неспособностью обеспечивать выполнение своих распоряжений. Остальное — PR, попытка гальванизировать мертвую легитимность.
Итак, когда вы снова услышите из уст наших лидеров набор звуков, складывающихся в устойчивое словосочетание «вертикаль власти», вспомните вот о чем. Во-первых, о своем месте в этой вертикали, тут, внизу, где она вкопана. Во-вторых, об их месте — там, наверху, куда вам нету хода. В-третьих, не забывайте, что иногда они нисходят вниз для исполнения ритуала «ручного управления», и вы должны не забывать выражать восторг по этому поводу, а в вашей душе должна тлеть надежда, что когда-нибудь что-нибудь от их управленческих щедрот и талантов перепадет и вам.
Но не забывайте, что жрецы «вертикали власти» — патологически напуганные люди, ищущие спасения в атавистических ритуалах и убогих заклинаниях, движимые примитивными рефлексами наших далеких предков. Поэтому, поддавшись на время легкому чувству жалости, пошлите к хренам собачьим эту вертикаль вместе с их жрецами. Ведь со своей примитивной вертикалью, они отбрасывают нашу страну в далекое прошлое, одновременно бойко ваяя лично для себя комфортное будущее.
И будьте настороже.
Продолжение следует
[1] Мартин Ван Кревельд. Расцвет и упадок государства. М.: ИРИСЭН, 2006.
[2] В.Р.Дольник. Непослушное дитя биосферы, 2004.
Автор — член Совета Фонда «Либеральная Миссия», Президент Фонда ИНДЕМ
Опубликовано на сайте http://www.ej.ru/ 21.10.2010 г.