Эксперты предупреждают
Причины, побудившие написать нас это письмо, состоят не в том, что уже сегодня или завтра в экономике случится что-то негативное. Однако все более очевидной становится угроза ослабления бюджетной политики, которое в долгосрочной перспективе чревато большими проблемами. На фоне высоких цен на нефть мы видим, как неуклонно повышается цена отсечения на нефть и зависимость федерального бюджета от цен на энергоресурсы. Сейчас уже практически свыше половины доходов федерального бюджета напрямую поступают из нефтегазовой отрасли. Поэтому если несколько лет назад бюджет был бездефицитным при цене на нефть 19—20 долларов за баррель, то в следующем году критическая граница передвинется уже на уровень 30-ти долларов.
И проблема заключается не только в этом, она более многогранна. Инфляция уже третий год подряд находится на уровне 12% и пока не видно никаких признаков к снижению. Тем более что в следующем году государственные расходы вырастут примерно на 22%, и не исключено, что в начале или в конце года будущего года будут вброшены еще какие-то деньги. А с учетом выборного периода 2007—2008 годов популистских настроений будет все больше, а призывы потратить деньги будут раздаваться все чаще. И, как всегда, найдутся обоснования того, что государственные инвестиции или повышение зарплат бюджетникам пойдут экономике только на пользу и не приведут к инфляции. Однако статистика упрямо свидетельствует о другом: в предыдущие годы правительству удавалось снижать инфляцию только тогда, когда оно сдерживало рост расходов, способствуя тому, чтобы доля госрасходов в ВВП пусть медленно, но снижалась..
Хочу сразу оговориться: в письме премьер-министру мы ни в коей мере не призываем сокращать государственные расходы, как нас неверно интерпретируют. Мы призываем к тому, чтобы в реальном выражении они увеличивались, но не быстрее, чем растет ВВП. Грубо говоря, если ВВП в реальном выражении увеличивается на 6% в год, то и государственные расходы должны расти не больше чем на те же 6%, а еще лучше на 5,9% или 5,8%, или еще того меньше. Тогда правительству удастся и избежать серьезных инфляционных последствий, и достичь поставленных целей, т. е. увеличить номинальные расходы с тем, чтобы повысить уровень реальных доходов в бюджетной сфере. А простое повышение уровня расходов на 22% в сфере, которая не производит рыночных товаров и услуг, напрямую приведет к инфляции. Ведь понятно, что в бюджетной сфере адекватного роста предложения явно не будет, да и сама по себе экономика не сможет вырасти на 22%. Причина сохраняющегося инфляционного фона заключается именно в изменениях бюджетной политики последних двух лет, а именно в увеличении цены отсечения и увеличении бюджетных расходов. И это бьет по самому же правительству.
Ведь сохраняющийся высокий уровень инфляции, невзирая на все меры правительства, вызывает недовольство населения. По данным опроса «Левада—центра», 52% населения считают ее основной проблемой. Теперь она становится актуальной и для бизнеса, поскольку мы уже подошли к тому порогу, когда укрепление рубля начинает совпадать с темпами инфляции. Это не угрожает экономике в ближайшей перспективе, но в случае потрясений, в том числе снижения нефтяных цен, это может привести к тяжелейшим последствиям.
Сейчас России не грозит повторение кризиса 1998 года. Но именно он наглядно показал, что от больших финансовых потрясений не выигрывает никто – ни инвестиционные компании, ни частный сектор, ни государство. Для инвесторов, интересы которых мы представляем, отсутствие макроэкономических рисков особенно важно. И когда раздается все больше и больше советов на тему того, как потратить стабилизационный фонд и как от этого всем будет хорошо, появляется потребность высказать иную точку зрения, подать другой сигнал. Тем более что у нас есть все шансы быть услышанными – и президент, и министр финансов достаточно жестко высказывались против бесконтрольного увеличения расходов. По сути, письмо премьер-министру – это призыв к тому, чтобы правительство было более осмотрительным в бюджетной политике. Увеличение расходов государства темпами, превышающими реальный рост ВВП, влечет за собой угрозу раскручивания инфляционной спирали и порождения социальных проблем.