Экзамен для демократов
Договоренность «Союза правых сил» и партии «Яблоко» о создании на базе «Яблока» достаточно широкой коалиции демократических сил на предстоящих выборах в Московскую городскую думу – это очень важный результат и даже прорыв, имеющий важное значение в силу целого ряда причин. Речь идет о первом прецеденте такого рода, хотя и до этого на выборах в региональные законодательные собрания «Яблоко» и СПС время от времени формировали блоки, и надо сказать, не всегда они были успешными.
Демократы ответили на изменения в избирательном законодательстве, в соответствии с которым правом на участие в выборах обладают только отдельные партии, но не блоки. Казалось, в этих новых условиях СПС и «Яблоку» еще сложнее прийти к согласию, чем раньше, потому что от своего политического бренда пришлось бы отказываться одной из партий, если не обеим. Консолидироваться можно было лишь двумя способами: либо используя третью партию, скажем, Республиканскую партию, возглавляемую Владимиром Рыжковым, либо объединяясь в рамках одной из двух основных демократических партий, СПС или «Яблока». Московский опыт создания широкой коалиции демократических сил на базе списка «Яблока», безусловно, будет иметь очень большое значение как прецедент, который в дальнейшем будет использован и на региональных, и вполне возможно, на федеральных выборах.
Речь идет о тактическом союзе, заключенном в расчете на выборы в Москве. Особое значение они приобретают потому, что в них участвует почти десятая часть избирателей страны. Но надо отдавать себе отчет, что предстоит конкретная кампания по выборам в региональный парламент. Если окажется, что эта модель объединения эффективна, то дальше она может тиражироваться и на других региональных выборах, а отчасти и на выборах федеральных. Если нет, то продолжится поиск новых вариантов консолидации. В контексте же столичной ситуации, важно не только то, что Яблоко и СПС теперь имеют общий список, по которому в Мосгордуму могут пройти до 4-5 депутатов из 20, но и то, что будут выдвинуты единые демократические кандидаты в 15 территориальных избирательных округах. Это получалось на выборах в Москве далеко не всегда и не везде, и в результате демократические голоса часто оказывались раздроблены между несколькими кандидатами.
Кроме того, нынешние московские выборы существенно отличаются от всех предыдущих. Московская городская дума, которая будет сформирована по их итогам, впервые будет играть самостоятельную политическую роль. Если до сих пор Мосгордума была лишь придатком к исполнительной власти и отличалась абсолютной несамостоятельностью, то теперь, когда уже известно об уходе мэра Лужкова со своего поста в ближайшем будущем, новой Думе придется голосовать за нового мэра, и, таким образом, она уже сейчас имеет гораздо большее политическое влияние, чем предшествующая.
В середине избирательного цикла, между прошедшими и предстоящими выборами в Государственную думу СПС и «Яблоко» находятся в очень сложном положении. Обеим партиям сейчас жизненно необходим электоральный успех, что, видимо, и побудило их создать единый список и занять более прагматичную и взвешенную позицию. Нужно показать и доказать, что партии, которые два года назад проиграли на парламентских выборах и не смогли сформировать свою фракцию в Государственной думе, живы и реально могут претендовать на активное участие в следующей федеральной избирательной кампании.
Поэтому главная угроза для демократов на этих выборах – показать недостаточно высокий результат. При обсуждении всех вариантов объединения демократических сил, постоянно звучали мнения, что сложение электоратов произойти не может и, наоборот, многие люди, которые традиционно голосуют за «Яблоко» или за СПС, откажут в поддержке объединению этих партий. Если смотреть на результаты недавних опросов и голосования двухлетней давности, в Москве «Яблоко» может рассчитывать сейчас на 8-10% голосов, а СПС – на 6-7%. Поэтому очень важно, чтобы состоявшееся объединение было подкреплено реально сильной и мощной избирательной кампанией. Если по результатам выборов объединенный список получит недостаточное количество голосов, это может дискредитировать идею объединения.
Еще один важный аспект проблемы – это обеспечение общественного контроля за выборами, что в условиях Москвы чрезвычайно важно. Объединенными усилиями это сделать проще, чем когда каждая из сил выставляет своих собственных наблюдателей. А в условиях, когда административный ресурс выступает далеко не так консолидированно как ранее в связи и со сменой мэра, и со сложностями во взаимоотношениях между городским и федеральным руководством Единой России, местные администрации вряд ли осмелятся пойти на уж очень масштабные фальсификации. Выборы поэтому могут пройти чище, чем обычно, и то, что демократы на них выступают консолидированно, а власть, наоборот, в некотором раздрае внушает определенный оптимизм.
Выборы в Мосгордуму – своего рода экзамен для демократических сил. Первую его часть они прошли, показав, что способны и в новых, достаточно сложных для себя условиях консолидироваться. Но предстоит вторая, более важная часть экзамена – получение поддержки со стороны избирателей.
И здесь проблемой становится активность москвичей, которые традиционно к выборам в городскую думу относятся как к чему-то, не имеющему реального значения. Донести до избирателя, что ситуация изменилась, что сейчас Дума будет играть принципиально иную роль, а потому имеет смысл прийти на избирательные участки и проголосовать за свои партии – очень важная задача. И дело не в том, чтобы выборы состоялись – нижний порог явки установлен на уровне 20% избирателей и преодолеть его будет легко. Но чем ниже явка избирателей, тем выше доля голосов за левые силы, в данном случае – КПРФ и «Родину», и ниже доля голосов за силы демократические. Привлечь демократически настроенных москвичей на избирательные участки – это, как мне кажется, главная задача, которая стоит сегодня перед демократами. И чтобы ее решить, мало просто призывать людей и раскручивать известных кандидатов, надо сформулировать внятную программу, которая должна быть привлекательной для избалованного московского избирателя. В ней, к тому же, должен быть соблюден правильный баланс между проблемами городскими и общефедеральными.