Гражданскому обществу необходима консолидация
«Несмотря на все официальные заверения, Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который называют законом об НКО (точнее, законом против НКО), совершенно не утратил свой антиконституционный, антидемократический характер. В первом варианте это был фактически «закон о запрете гражданского общества», закон грубо-тоталитарного подчинения общественной жизни. Он был настолько топорно, и я бы даже сказал, агрессивно сработан (непонятно, как его могли готовить люди, считающие себя квалифицированными юристами и, тем более, либералами), что было очевидно — этот вариант создан для торга. После дружного выступления правозащитников и не менее дружного возмущения в демократических государствах, власти притворились, что приводят закон в соотвествие с демократическими и международно-правовыми нормами.
Несмотря на протесты, включая обращения Общественной Палаты и Президентского совета по правам человека и гражданскому обществу, появилась и с неприличной поспешностью была принята новая версия закона. В новом виде законопроект перестал выглядеть дубиной, «глушащей весь «третий сектор» без разбора и превратился в кинжал для «точечных» ударов по правозащитным и экологическим организациям. Но и в этом виде он сохранил свой вопиюще антиконституционный характер.
Во-первых, огромные категории граждан утрачивают свое фундаментальное право на свободу ассоциаций. «Статья 19. (Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений) «Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:… 4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; 5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда».
Это значит, что заключенные не могут участвовать в работе правозащитных организаций, а ведь со стороны осужденных идет большое число обращений с просьбой помочь создать в колониях официальные отделения или филиалы правозащитных объединений (формальных и неформальных). Это значит, что те, кого власти обвинили в разжигании межнациональной и религиозной вражды (модная фишка прокуратуры привлекать правозащитников по 282 статье), даже не лишенные свободы, поражаются в правах. Статья 1… «На территории закрытого административно-территориального образования не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений)».
Таким образом, житель ЗАТО (где обеспечение гражданских прав и экологической безопасности, по понятным причинам, наиболее проблематично потерял право входить в международные (в том числе, объединяющие людей внутри СНГ) правозащитные или экологические организации, а эти организации не могут защищать там людей и общественные интересы. При этом организации с иностранным инвестициями в ЗАТО допускаются!
Во-вторых, чиновники получают фантастические возможности для произвола, для идеологического и политического контроля. Это не только предписанный новым законом постоянный и дотошный контроль за деятельностью гражданских структур. Появляется право чиновников на всесудебное требование к иностранным фондам лишать грантовой поддержки ту или иную организацию. Появляется право отказывать в регистрации в случае, если «наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан» (ст.23).
Таким образом, открывается легальная возможность запрещать антиклерикальные организации и организации по защите прав сексуальных меньшинств. Более того, закон придает правовое понятие таким публицистическим выражение, как «национальное единство», «самобытность», «культурное наследие» и «национальные интересы» — все относится к Российской Федерации. С приятием закона, у РФ появится охраняемая законом «самобытность»! (ст. 9 «Иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть отказано во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве по следующим основаниям:…4) если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации»). Мало сомнений, что чиновники вовсю проявят себя в защите самобытности от иностранного влияния.
Я все-таки надеюсь, что президент России, как гарант конституционных прав и свобод, прислушается к мнению профессиональных критиков этого чудовищного закона, и откажется от его подписания. Но если закон вступит в силу, то главной задачей гражданского общества станет консолидация перед лицом очень опасного вызова. Правозащитники и экологи вновь оказались на передовом рубеже защитников прав человек и подлинных общественных интересов. Без консолидации, без солидарности и постоянной активности противостоять сложившемуся в нашей стране полицейско-криминальному режиму — невозможно.
Но я верю, что мы устоим на этом рубеже с честью, что единство и напор, который проявили правозащитники, сопротивляясь «закону против НКО», сохранится и в 2006 году, и в другие годы. Надо устоять и победить! Я верю в будущее нашей страны, в переход к демократии путем бескровных, ненасильственных действий».