Либерализация образования как средство от коррупции
Коррупция в сфере образования носит несколько иной характер, чем обычное взяточничество. В данном случае под коррупцией мы подразумеваем, в основном, злоупотребления при поступлении в вузы и в процессе обучения в них. Они, действительно, достаточно велики, хотя и не могут сравниться, например, со злоупотреблениями в правоохранительных органах – несомненно, самой коррумпированной сфере.
С чем связана коррупция в образовании? Есть такое слово «криминогенный». Очень часто его употребляют неправильно, заменяя им слово «криминальный». Между тем «криминогенный» означает существующее в обществе положение вещей, которое порождает преступления, толкает на них. Таким криминогенным участком в области образования является разрыв между школой и вузом. Получается, что требования для получения аттестата зрелости и требования к поступлению в вуз существенно оторваны друг от друга. Здесь возник институциональный разрыв, а, как известно, свято место пусто не бывает. И этот разрыв заполнили три института: белый – подготовительные курсы, серый – репетиторство, черный – взятки и использование социальных связей. Между ними зачастую очень трудно провести четкую границу. Например, если репетиторством занимается человек, который каким-то образом влияет на результаты приемных экзаменов, то непонятно, к какой сфере относится его деятельность – серой или черной.
Для того чтобы по-настоящему бороться с коррупцией, надо ликвидировать эту криминогенную зону. Самым действенным инструментом является введение единого государственного экзамена, как это уже сделано во всех развитых странах. Такое яростное сопротивление введению ЕГЭ в России показывает, что коррупция в образовании действительно есть. Если бы люди не были серьезно заинтересованы в сохранении нынешнего положения вещей, им было бы просто незачем так сопротивляться переменам. Конечно же, введение ЕГЭ не будет панацеей от всех бед, тем более что мы знаем, что наш народ изобретателен, вороват и обязательно что-нибудь придумает. Тем не менее, ЕГЭ очень сильно ударит по коррупции.
Коррупция внутри вузов в ее нынешних масштабах – явление сравнительно новое. Оно связано с резко возросшей эффективностью высшего образования. Сейчас наличие у специалиста высшего образования может повлиять на его доходы значительно больше, чем это было в советское время, когда люди с любым образованием зарабатывали примерно одинаково. В последнее время эффективность высшего образования заметно повысилась, а потому многие хотят получить заветные «корочки».
Для противостояния этому виду коррупции необходимо как можно шире распространять объективную информацию о том, что дают дипломы различных вузов. Рейтинги вузов, основанные на данных о зарплатах и местах работы их выпускников, понизят котировки тех институтов, которые торгуют своими дипломами, и наоборот, укрепят репутацию по-настоящему сильных учебных заведений. Это тоже один из методов борьбы с коррупцией.
Определение стоимости диплома и престижности того или иного вуза должно происходить рыночным путем. В развитых странах каждый вуз отслеживает последующую биографию своих выпускников, размещая данные об их зарплате в первые пять лет после окончания вуза в открытом доступе в интернете. Так и формируется рейтинг вузов, определяемый не министерством, а рынком. Кроме того, в западных странах активно работают ассоциации выпускников, которые следят за работой своего вуза, составляют его программы, берут оттуда людей к себе на работу, будучи капитанами промышленности. В России же ассоциации выпускников раз в год собираются, чтобы выпить. Впрочем, российские бизнесмены уже сейчас начинают понимать необходимость подготовленных, квалифицированных кадров, а потому так или иначе начинают влиять на программы, присматривается к различным вузам. Высоко ценятся выпускники Высшей школы экономики, определенных факультетов Московского государственного университета, некоторых других вузов. В нынешней демографической ситуации, когда в скором времени количество выпускников будет равняться количеству мест в вузах, учебные заведения будут вынуждены сражаться за студентов. Тогда сами вузы будут создавать ассоциации выпускников и публиковать данные об их дальнейшей карьере.
Я вовсе не считаю, что с коррупцией не надо бороться традиционными административными методами. Это обязательно следует делать. Но при этом не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны. Ликвидация так называемого «разрыва фильтров» между выпускными экзаменами из школы и вступительными экзаменами в вуз и определение подлинной стоимости дипломов, что сделает невыгодной торговлю ими, принесет значительно больший эффект, чем меченые купюры, которыми занимаются правоохранительные органы.
Впрочем, не стоит забывать и о том, что процесс либерализации идет сам по себе. Дело правительства и Министерство образования – его подтолкнуть, чтобы он не растянулся на годы. В итоге, все равно либеральная машина расставит все по местам, устранит перегибы и несоответствия. Вопрос лишь в том, сколько это займет времени. И задача государства состоит в том, чтобы эти либеральные процессы, идущие сами по себе, несколько ускорить.