«Партия власти» против выборов

С либеральной точки зрения

Для того чтобы проследить логику изменений избирательного законодательства, следует вспомнить парламентские выборы 2003 года, в ходе которых «партия власти» «Единая Россия» взяла на себя обязательства получить то ли конституционное большинство, то ли квалифицированное. Под эти выборы была полностью переформатирована избирательная система, в нее были внесены колоссальные поправки, и тогда декларировалось, что это будет последняя системная правка, больше никаких изменений не будет. Но выборы показали, что «партия исполнительной власти» не смогла добиться декларируемого результата. «Единая Россия» не достигла даже простого большинства, т. е. 225 мандатов. Она получила 223, потом записала в свои ряды перебежчиков от других партий и все-таки сформировала искомое большинство, но сделала она это вопреки результатам голосования избирателей.

Причина очередных изменений в избирательном законодательстве лежит, на мой взгляд, именно в этой плоскости. Партия исполнительной власти закручивает гайки – административные, организационные, законодательные, – для того, чтобы в очередной раз попытаться взять планку абсолютного большинства. Но, на мой взгляд, эта задача в России не реализуема. Ни в 1993, ни в 1995, ни в 1999, ни в 2003 году, ни одной «партии власти» не удавалось этого сделать. Не получится и сейчас. Избиратели стойко голосуют по многопартийному принципу, не отдавая абсолютного предпочтения ни одной из политических сил. Подобная совершенно разумная реакция населения имеет вполне объективные причины: за многие десятилетия господства КПСС, страна потеряла политическую устойчивость, и люди не хотят новых рисков, связанных с «партией власти».

Поэтому «Единая Россия» и предложила полностью перейти на пропорциональную систему и отказаться от избирательных блоков. Они считают, что так проще подгонять результат путем административного давления. Одновременно Законом о политических партиях со следующего года устанавливается новая планка численности партий, которая должна составлять не менее 50 тыс. человек, предусматривается жесткий контроль за персональным составом партий и их финансовой отчетностью. Теперь региональные отделения должны отчитываться о своих членах, чуть ли не доказывая, что такой-то человек состоит в ней, предоставляя все данные об этом человеке. На мой взгляд, требования сведений о численном, персональном составе в региональных отделениях политических партий прямо противоречат принципу многопартийности и свободе информации.

При этом подчеркнем, что в новом блоке поправок сохранены все те некорректные приемы и методы, которые использовались на выборах 2003 года. Губернаторы сохраняют за собой право возглавлять региональные партийные списки, а после выборов покидать их. Сейчас уже более сорока глав регионов состоят в «Единой России», а к выборам их будет еще больше. Во многих субъектах Федерации уже состоялось фактическое сращивание губернаторского аппарата и «партии власти». Вместе они стремятся захватить большинство и на выборах в региональные законодательные собрания. Однако «Единая Россия» терпит поражение там, где ей противостоят блоки региональных партий. Поэтому новые поправки и запрещают избирательные блоки на выборах всех уровней. В законодательство внесены предельно жесткие изменения, обслуживающие одну партию и создающие препятствия всем другим участникам выборов, в том числе, средствам массовой информации, наблюдателям.

Логика поведения «партии власти» кажется мне крайне неадекватной, особенно в связи с так называемыми «революциями» в Грузии, Украине и Киргизии. На мой взгляд, произошедшее там скорее было выражением откровенного социального и политического недовольства правящими режимами и грубым игнорированием выборных процедур. Ведь суть выборов заключается в том, что граждане имеют право менять власть. А в государствах на пространстве СНГ избирательное законодательство зачастую скомпоновано так, что власть сменить практически невозможно. Например, на Украине во время первого и второго тура президентских выборов властью был использован способ административного манипулирования через открепительные удостоверения, которые позволили существенно повлиять на итоги выборов. И это лишь один из многих механизмов административного вмешательства.

Российский парадокс заключается в том, что вместо укрепления и демократизации избирательной системы, большей вовлеченности населения, общественности в выборные процедуры, власть решила запустить очередную реформу, превращающую выборы в полную фикцию. В России курс не только не был скорректирован, чтобы уйти от повторения украинского, киргизского и грузинского сценария, но наоборот, режим еще больше закручивает гайки: снижает явку избирателей до 20%, исключает из бюллетеней графу «против всех», подчиняет избирательные комиссии исполнительной власти, разрешая в их состав включать до 50% чиновников. Такие выборы просто не могут восприниматься людьми как свободные и альтернативные процедуры.

Все это свидетельствует о том, что власть не делает никаких выводов из опыта советского периода и революций соседних стран. И заложницей такой непрофессиональной политики является вовсе не чиновники администрации президента, глава которой недавно выразил опасения по поводу рисков проведения общенациональных выборов, а институты российской государственности в целом, такие как президентство – последний островок легитимной власти в стране. Я имею в виду не только снижение рейтинга действующего президента, но ослабление института президентской власти вообще. Потому что президентские инициативы в области выборного законодательства, политической системы, экономики и социальной сферы ставят под сомнение конституционный тезис о том, что этот институт работает для избирателей, населения всей страны. Действующий президент оказался заложником партии чиновников, которая и партией в полном смысле этого слова уже не является – столько в ней бюрократов, представителей силовой номенклатуры. Это уже не партия как общественная организация, а прежняя партия государственного типа. Мы возвращаемся к тому, от чего уходили во времена КПСС.

Следует учитывать и следующий момент. Столь скоропалительное принятие поправок в избирательной законодательство за два года до очередных выборов говорит о том, что власть, скорее всего, будет пытаться пойти на досрочные выборы с тем, чтобы другие субъекты политического процесса – партии, общественные организации, средства массовой информации – просто не успели к ним должным образом подготовиться. На мой взгляд, у экспертного и медийного сообщества, у общественных организаций есть свой профессиональный и гражданский интерес по сохранению института выборов как механизма легитимного обновления власти и укрепления российской государственности. Ведь в реальном укреплении российской демократической государственности, на мой взгляд, больше чиновников во сто крат заинтересованы рядовые граждане. При этом чиновники укрепляют исключительно свои привилегии, а граждане заинтересованы в укреплении демократического государства как гаранта их общенациональных интересов.

К сожалению, поправки в избирательное законодательство чудовищно обеднили возможности общественного контроля над ходом выборов. Сложно представить более циничное поведение «партии власти» и чиновничества в подготовке будущей избирательной кампании. Они совершенно бесцеремонно выдавливают из политического процесса все структуры, которые хоть как-то могут повлиять на проведение выборов. Гражданская общественность и экспертное сообщество должны отреагировать на это консолидацией усилий, причем не только по линии партийных соглашений за честные выборы. О каких честных выборах может идти речь, если они будут организованы только для самой «партии власти» и ее союзников. Задачей демократической общественности должна стать организация независимых структур для контроля и мониторинга избирательного процесса, деятельность которых будет направлена на защиту конституционных прав граждан в ходе выборов не только общенациональных, но и местных.

Впрочем, все может придти к тому, что и выборов депутатов скоро не будет. Губернаторы уже не избираются, выборы мэров отменяются, осталось только назначать депутатов. Кстати, Конституция этого не запрещает, особенно в прочтении нынешней «партии власти». Они аргументируют свои законодательные инициативы по наделению полномочиями губернаторов Президентом тем, что в Конституции не написано об обязательности их избрания на прямых выборах. Но там не написано и о том, что должны избираться депутаты Государственной Думы. Действительно, в Конституции говорится только о выборах Президента, но и этот институт, к сожалению, уже давно работает не на граждан, а на бюрократию.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий