В чем виноват Борис Акунин?
Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) виноват хотя бы уже тем, что грузин. Так рассудили чиновники, нашедшие у писателя налоговые задолженности в самый разгар российско-грузинского политического кризиса. Писатель в этом не одинок – у Церетели обнаружилась растрата.
Борис Акунин – певец Империи, воспевающий в нескончаемой саге благородного жандарма – Эраста Фандорина, в чьем образе мы без труда узнаем кого-нибудь из коренных петербуржцев, ныне перебравшихся в Москву. Казалось бы, всем свои творчеством Борис Акунин заслужил любовь у народа со все более возрождающимся самосознанием. Но власти одной сервильности мало – Договор с Кремлем должен быть скреплен подписью нужной группы крови.
Что касается Церетели, то всего полгода назад, к 150-летию Третьяковской галереи известный скульптор сделал ей подарок – тематический фонтан, изображающий три жанра живописи – портрет, натюрморт с калачами и пейзаж с березками. С портрета смотрит Иван Грозный, в парадной одежде, с посохом. Что имел в виду Церетели, выбирая из всех возможных вариантов именно этот? Почему он не скопировал «Девочку с персиками» или «Аленушку»? Передавал ли так скульптор русский дух или намекал на Иосифа Сталина, чьим идеалом и прототипом был Иван IV? Ни Петр I, ни зверушки с Манежной, ни слеза скорби в Нью-Йорке не смогли изменить химический состав крови Церетели.
Грузия, выбрав во время «Революции роз» демократию, распространила образ свободы на всех своих сыновей и дочерей, даже живущих вдалеке от Родины и глубинно чуждых этих ценностей.
Благонамеренность Бориса Акунина поставлена под сомнение по национальному признаку. Налоговые претензии, предъявляемые к писателю, лежат в ряду других событий, свидетелями которых мы являемся сейчас. Это и преследование рыночных торговцев, и ночные визиты милиционеров на квартиры московских грузин, и закрытия казино, и депортация «120 нелегальных иммигрантов».
Не заслужив звания «почетный ариец», Борис Акунин подвергся атаке, так же, как и Зураб Церетели.
Именно за то, что они не арийцы, а представители маленького народа, освободившегося от египетского плена тоталитаризма, преследуют двух деятелей российской имперской культуры, и это означает только одно: русские отказываются от империи. Озлобленно плюясь в сторону Украины и Грузии, разругавшись с Белоруссией, подозрительно косясь на Молдавию, россияне осознают себя нацией.
Формы выражения этого процесса воистину парадоксальны.