В ожидании исхода дела ЮКОСа

С либеральной точки зрения

В настоящей ситуации очень важно, сможет ли государственная власть внятно объяснить общественности свои действия по отношению к ЮКОСу. Если в ходе следственных действий и судебных разбирательств будет однозначно доказано, что эта компания на самом деле проводила незаконную деятельность, нарушая налоговое и прочее законодательство Российской Федерации, то больших проблем для восстановления инвестиционной привлекательности нашей страны не будет, и экономика продолжит развиваться прежними темпами. Если же останутся вопросы, которые имеются сегодня, связанные с избирательностью действий властей, с «притягиванием за уши» неоднозначных аргументов со стороны обвинения, то, боюсь, правительство столкнется с большими проблемы в выполнении планов ускоренного удвоения ВВП.

Что в этом деле вызывает наибольшее беспокойство? За год, прошедший с начала дела ЮКОСа, рынок острее всего отреагировал на арест Ходорковского. Он был обвинен в экономических преступлениях. Согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ, задерживать человека за подозрения в совершении такого рода преступлений нельзя. И это первое, что заставило предпринимателей в тот момент насторожиться. Вторым негативным фактором стало то, что следствие по этому делу вела и продолжает вести Генеральная прокуратура вместо МВД, что прямо противоречит и закону о прокуратуре, и, опять же, УПК. Получается, что прокуратура, которая должна следить за соблюдением законодательства в стране, сама его и нарушает. Правильно ли бороться с преступлениями преступными методами? Думаю, что нет.

Первоначальный шок, связанный с делом ЮКОСа, рынок более или менее успешно преодолел. Но в дальнейшем напряженность периодически возникала, когда появлялись все новые и новые аргументы (заметим – все еще недоказанные) Министерства по налогам и сборам в отношении долгов ЮКОСа. Вероятно же то, что ЮКОС просто пользовался лазейками, существующими в нашем налоговом законодательстве. И чтобы это больше не повторилось – надо совершенствовать законодательство, а не проводить громкие уголовные разбирательства. Здесь я сознательно не говорю о вопросе приватизации активов ЮКОСа. Это совершенно другая тематика, требующая отдельного разговора и лишь опосредованно связанная с нынешней ситуацией на инвестиционном и фондовом рынке в России.

Впрочем, надо сказать, что к взлетам и падениям фондовых индексов в связи с делом ЮКОСа, как и к динамике цен на российские акции в целом, я отношусь довольно скептически. Рынок акций в России имеет пирамидальную природу. Сегодня неограниченный рост, завтра – неограниченное падение. Во многих странах фондовый рынок строится на устоявшихся взаимоотношениях бизнеса и общества. Там цена торгуемой акции имеет экономическую базу, потому что изначально понятно, какой интерес может представлять для инвестора владение ею – это конкретная доля от прибыли, заработанной акционерным обществом. В России же экономической основы для существования рынка акций нет вообще, потому что миноритарный акционер здесь не обладает никакими правами. Величина выплат дивидендов определяется волей крупного владельца компании или менеджмента, а не ее реальной прибыльностью. Да и результаты деятельности компаний, как правило, не прозрачны.

Я думаю, что российский рынок акций в нормальном виде сформируется еще не скоро. Сегодняшняя же игра на нем – в чистом виде казино. Да еще с активными манипуляциями крупье, иными словами – большими инсайдеровскими заработками представителей самих компаний и госчиновников. Динамика стоимости акций ЮКОСа на протяжении всего этого года лишь доказывала отсутствие в нашей стране реальной рыночной экономики. Когда публичное выражение воли всего одного человека, каким бы высокопоставленным он ни был, ведет к изменению цены акций на десятки процентов, как это произошло после выступления президента В. Путина, а потом и заместителя министра финансов С. Шаталова, ни о каком рынке не может идти и речи. Чтобы ситуация принципиально изменилась к лучшему, надо провести много законодательной работы. В частности, следует защитить права миноритарных акционеров на получение дивидендов и на реальное управление акционерным обществом в пределах своей доли. Государство должно добиваться большей прозрачности компаний, чтобы у их владельцев и менеджмента не возникало даже желания утаивать прибыль. В свою очередь, для этого необходимо проведение серьезнейшей реформы налогового законодательства, хотелось бы по тем принципам, которые приведены в статье «Государство и бизнес: от налогового рэкета к социальному партнерству». Надо в корне менять и правоприменительную практику, чтобы для начала хотя бы блюстители закона – сотрудники прокуратуры – неукоснительно его соблюдали. Эта работа принесет результаты в долгосрочной перспективе и мне жаль, что сегодняшние события ведут страну по неправильному пути.

В последнее время многие политики и экономисты ратуют за стабильность. Но по отношению к экономике стабильность не является позитивной характеристикой. Экономика должна развиваться, а не стоять на месте. И если говорить об ее перспективах, то мы должны не только обеспечить приток прямых инвестиций в прежних объемах, но добиваться его роста. Однако до этого сейчас далеко. В ходе дела ЮКОСа уже свернули свою активность многие из тех организаций, которые раньше работали в нашей стране, и вряд ли стоит говорить о реальных возможностях привлечения новых инвесторов. Для этого надо, чтобы улеглись страсти, и потенциальным инвесторам стала понятной экономико-уголовная практика в стране. Только тогда они будут принимать решение, вкладывать ли деньги в российскую экономику, и если да, то в каких объемах. Пока же все они находятся в ожидании исхода дела ЮКОСа.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий