Смеющаяся НЕреволюция:движение протеста и медиа (мифы, язык, символы)
Под общей редакцией Анны Качкаевой
Протестное движение, сопровождавшее выборы в Государственную Думу (в
декабре 2011-го) и президентские выборы (в марте 2012-го), чаще всего интерпретировалось
официальными лицами как провокация со стороны каких-то внешних и внутренних
сил. «Креативный класс», «сетевые хомячки», «бандерлоги», «рассерженные
горожане», «новая интеллигенция» появились как будто ниоткуда. Действительно,
среди персон и персонажей телевизионного информационного поля 2000-х годов их
не было. Это не раз подтверждал контент-анализ телевизионных эфиров, который
проводился различными исследователями. Однако качественный анализ медиаконтента
последних лет, результаты которого мы приводим в данном сборнике, показывает,
что формирование социальной страты «рассерженные горожане» происходило
достаточно долго, процесс шел и сверху (подстегивался правительством через
федеральные медиа), и снизу (вызревал в медиасреде, в социальных медиа). При
анализе отражения протестных событий в медиа (как в традиционных СМИ, так и в
социальных сетях) авторы уделяют особое внимание карнавальным формам
самовыражения протестующих. По их мнению, именно карнавальный характер
митингов, восприятие политической активности как вида развлечения является
специфической особенностью современного этапа развития общества в целом и
медиасреды как дополняющей реальности. Эта особенность не может не оказывать
влияния на формирование гражданского общества в России и обуславливает его
отличие от гражданского общества стран, где это общество формировалось в другое
время и при других условиях.