Концепция развития уголовного законодательства в сфере экономики и предпринимательства.

Наши проекты

13 лет действия УК РФ 1996 г. с наглядностью показали существенные  изъяны действующего уголовного законодательства в рассматриваемой сфере. К их числу относятся следующие основные: 1) нарушение уголовно-правовыми нормами об экономических преступлениях норм Конституции Российской Федерации, в частности, норм о свободе экономической деятельности, о равенстве всех перед судом и законом, и др.; 2) противоречие  (или рассогласованность) в ряде случаев российского уголовного экономического законодательства международно-правовым соглашениям, подписанным и ратифицированным Россией; 3) несогласованность уголовного экономического законодательства с гражданским, а также  банковским, таможенным, валютным, налоговым законодательством; 4) внутреннюю противоречивость российского уголовного экономического законодательства, результатом которой является разное понимание одних и тех же экономических отношений в рамках разных уголовно-правовых норм;  5) широчайшую криминализацию тех деяний, которые являют собой результаты правомерного  рискованного экономического поведения, и, как следствие, вполне возможную реальность привлечения к уголовной ответственности практически за любое поведение в экономической деятельности; и др.

В настоящее время не замечать указанные и иные недостатки уголовно-правового регулирования  уже невозможно. Это понимает и сам законодатель, который за все время действия УК РФ 1996 г. неоднократно вносил поправки в статьи об экономических преступлениях. На сегодняшний день  было принято уже 72 федеральных закона, которыми вносились изменения в УК РФ, из них 21 федеральный закон (29,2%) реформировал Раздел VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ. Кроме того, напрямую затрагивали существо уголовно-правового регулирования и меняли его федеральные законы по изменению административного законодательства (в частности, понятие мелкого хищения, но и не только) и законодательства так называемых позитивных правовых отраслей; решения Конституционного суда РФ.

Опасность отдельных поправок уголовного законодательства заключается в том, что они по большей части лишь  усугубляют те недостатки и изъяны уголовно-правового регулирования, на которые указывалось выше.

Именно поэтому пришла пора разработать комплексную концепцию по реформированию уголовного экономического законодательства.  Что позволит  предложить,  затем, в дальнейшем, в соответствии с ней, новый вариант Раздела VIII «Преступления в сфере экономики» Уголовного кодекса РФ, лишенный указанных выше недостатков.

Настоящий проект направлен на создание  Концепции развития уголовного законодательства в сфере экономики и предпринимательства, включающей принципиальные подходы к реформированию Раздела VIII «Преступления в сфере экономики» Уголовного кодекса РФ, а  также обоснование модернизации   некоторых норм Общей части УК РФ и УПК РФ в их системной взаимосвязи с нормами раздела VIII УК РФ.

Настоящая концепция будет разрабатываться с привлечением специалистов в различных отраслях права,   практических работников, ведущих   ученых,  придерживающихся   либеральных экономических взглядов, и иностранных правоведов.

Коллектив исследователей, готовых к работе   над Концепцией, уже направил Президенту РФ Д.А.Медведеву записку с просьбой обратить внимание на насущную  необходимость  разработки новых подходов к уголовно-правовому регулированию экономических отношений. Предлагаемый проект – следующий шаг на этом пути.

Цели  и задачи проекта. Цели проекта — создание Концепции развития уголовного законодательства  в сфере экономики, обеспечивающего успешное функционирование рыночной экономики.

Задачи подчинены достижению указанных целей и включают в себя:

1)     Выявление тенденций развития экономических отношений в РФ и соотношение этих тенденций с действующим уголовным законодательством.

2)      Анализ практики применения уголовного законодательства  в сфере экономики и изучение влияния данной практики на функционирование рыночных отношений.

3)     Создание системы принципов и правил регулирования (охраны) экономических отношений с помощью уголовно-правовых средств.

4)     Устранение пробелов и конкуренции норм частного и публичного права в сфере регулирования экономики

5)     Криминологическое и экономическое обоснование уголовно-правового запрета на определенные виды деятельности в сфере экономики.

6)     Обоснование необходимости криминализации отдельных общественно- опасных деяний в указанной сфере.

7)     Обоснование необходимости декриминализации ряда деяний, рассматриваемых ныне в качестве преступлений в сфере экономики и предпринимательства.

8)     Обеспечение прав и свобод правопослушных субъектов экономической деятельности путем ограничения недобросовестных действий в бизнесе.

 

 

 

Основные мероприятия. Основная работа будет заключаться в научно-исследовательской разработке Концепции  в целях дальнейшего создания на ее основе проекта системных изменений уголовного экономического законодательства. Для согласования позиций участников проекта и для выработки стратегии работы будут проведены  обсуждения в виде круглых столов. Кроме того, по мере необходимости будут проводиться рабочие встречи и согласования  позиций основных исполнителей проекта.

 

 

В июне  2010 года предполагается  публичное обсуждение Концепции;  в дальнейшем – на уровне Парламентских слушаний.

Ожидаемые результаты. Создание Концепции развития уголовного законодательства в сфере экономики и предпринимательства.

Уголовное право, как один из механизмов воздействия на общественные отношения, и способ реализации политики государства в области экономики, должно содержать четкие параметры вмешательства государства в вопросы формирования рынка. Запрещенные уголовным законом деяния должны создавать условия не только для контроля ситуации, но и для оказания помощи добросовестным участникам экономики путем  воздействия на недобросовестных. Система уголовно-наказуемых деяний, отражающая  потребности общества, позволяющая защитить благонадежные капиталы от теневых вливаний, от влияния организованной преступности оказывает существенную помощь власти. При этом необходимо учитывать опыт иностранных государств, международное право, тенденции развития экономики.

 

 

Концепция будет содержать принципы и правила регулирования (охраны) экономических отношений с помощью уголовно-правовых средств, а также направления реформирования действующего уголовного законодательства с целью обеспечения успешного функционирования рыночной экономики и конкретные предложения по изменению действующего Уголовного кодекса РФ.

Сроки реализации проекта: январь – июнь 2010 гг.

Исполнители проекта. Руководитель проекта –Лопашенко Наталья Александровна, д.ю.н., профессор, Голикова Арина Владимировна, к.ю.н., доцент Лапунин Михаил Михайлович, к.ю.н., доцент Долотов Руслан Олегович, к.ю.н.

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий