Траектории чтения: издательские стратегии, литературно-критические практики, образовательные технологии современной русской литературы
В последнее десятилетие наступила совершенно новая эпоха в развитии литературы – не только в плане появления новых художественных направлений и стилистических тенденций, но и с точки зрения новых социокультурных контекстов словесности, а также социальных институтов, связанных с развитием литературы. «Издательская доминанта», «госзаказ», «производственная» (коммерческая) составляющая литературного процесса, глобализация литературы, взаимодействие литературы и СМИ, новые информационные носители – все эти понятия, факторы и проблемы обсуждаются и исследуются в ходе реализации проекта.
Цикл встреч ведущих современных литераторов (поэтов, прозаиков, критиков, переводчиков, а также редакторов издателей, литературных агентов, специалистов по авторскому праву) со студентами-филологами московских вузов, специализирующимися по истории русской литературы новейшего времени.
Каждая встреча посвящена обсуждению какой-либо конкретной проблемы, связанной с различными контекстами функционирования современной литературы (от философско-эстетических контекстов до общественно-политических и финансово-экономических). К началу встречи готовятся аналитические материалы, перечни вопросов для обсуждения, в каждой встрече участвуют два основных спикера и модератор, привлекающий к участию в беседе студентов и гостей.
В пилотном варианте проект был реализован в 2009 году в Центре новейшей русской литературы РГГУ. На встречах со студентами побывали А. Архангельский, О. Славникова, Л.Юзефович, Л. Данилкин, М.Кучерская, В.Ерофеев, Р.Рахматуллин, А. Кабаков и другие литераторы.
Примеры обсуждавшихся тем: «Издательская доминанта современного литературного процесса», «Постсоветская литература: глоток свободы или травма распада?»; «Рецепция современной прозы: критика и литература»; «Москва как литературный герой» и др.
Цели и задачи проекта. Проект имеет научную и образовательную составляющие. Научная задача: изучение основных закономерностей современного литературного процесса, взаимодействия издательских стратегий, литературно-критических практик и траекторий чтения применительно к различным социальным группам читателей. Описание современного литературного поля в условиях смены доминант, когда в центре литературного процесса оказываются иные институты и деятели: не «толстые» литературные журналы и литературные критики, но издательства и издательские стратегии, формирующаяся в результате взаимодействия разнородных факторов: социокультурных, коммерческих, политических. Важная задача, решаемая в ходе реализации проекта — внедрение его научных результатов в практику преподавания историко-литературных дисциплин для студентов-филологов, специализирующихся по современной русской литературе.Еще одна важная задача проекта – просветительская, поскольку на встречах с литераторами будут присутствовать не только специалисты и студенты филологи, но также все желающие, т.е. обычные читатели, желающие разобраться в законах современной литературной жизни.
Основные мероприятия. Встречи студентов историко-филологического факультета РГГУ (бакалавриат «Современная русская литература: творческое письмо») с ведущими современными литераторами, издателями, редакторами, критиками. Встречи проводятся ежемесячно в РГГУ, вход свободный для студентов вузов Москвы, а также для всех желающих. Планируется также два выездных мероприятия в Кемеровском госуниверситете (г. Кемерово) и в Ягеллонском университете (г.Краков, Польша). Предварительная договоренность с принимающей стороной в обоих случаях достигнута.
Каждая встреча стенографируется, расшифровывается, текст дорабатывается участниками, развернутый отчет публикуется в прессе и далее перерабатывается в раздел книги, которая будет подготовлена и издана по итогам реализации проекта.
Ожидаемые результаты: Подготовка серии аналитических публикаций и итогового сборника по материалам встреч современных литераторов со студенческой аудиторией, состоящего из аналитических стенограмм отдельных встреч, а также статей специалистов по современной литературе. Сборник может быть адресован как широкому читателю, интересующемуся развитием современной литературы, так и использован в качестве учебного пособия студентами, специализирующимися по новейшей русской литературе.
Сроки реализации проекта: январь – декабрь
Руководитель проекта: Бак Дмитрий Петрович