К проекту конституционного совещания
Ряд событий, связанных с изменением действующей Конституции России, начиная с 2008 года, получил ранее и в последнее время реакции и комментарии, но не получил равномощного – то есть конституционного – ответа. Действия по правке Конституции превращают ее уже не по слову, по факту во «временную поделку» (выражение Бибихина), и следовательно неизбежно ведут к возобновлению дискуссии о принципах суверенной власти на территории нашей страны.
Если полагать, что посредством Конституции формулируется своего рода идея государства, то никакого изменения её текста быть не может, могут быть лишь дополнения – т.к. в противном случае приходилось бы согласиться с тем, что суверенитет государства является языковым феноменом. Именно это фактически и имеет место в России. Однако вместо того, чтобы беспокоиться о том, чтобы суверенитет «на словах» превратить во что-то иное, необходимо увидеть в этой ситуации историческую возможность.
Когда суверенитет зависит от языка и в языке определяется, у государства как действующей силы нет основания присвоить его себе. Правка Конституции – это всегда ее создание заново, поскольку самим фактом правок государство признает, что оно о себе чего-либо еще не сказало. Поэтому и нуждается в правке текста основного закона.
Государство, которое чего-то о себе не говорит, но хочет сказать посредством правки Конституции этим своим действием порождает расщепление суверенитета. Фактически, теперь каждый носитель (русского) языка может вступить в разговор о Конституции, пробуя высказать то, что государство как инстанция языка сказать не может.
В этом смысле в сложившихся условиях вся нация призывается к конституционному со-вещанию. Нет никакого другого способа создать конституционный порядок, кроме как его обсудить, имея в виду, что вынесение суждения о власти будет в данном случае равнозначно принятию части суверенитета на себя.
Конституционное совещание следует организовать в форме постоянно идущих консультаций различных общественных, политических и прочих сил, испытывающих возможность общего языка. Правки действующей Конституции, как и слабое её знание многими жителями России, свидетельствует о том, что сейчас она лишь по видимости учреждает такой общий язык.
Но в отсутствие общего языка нет и возможности осмысленно сказать о том, что есть российское гражданство. Следовательно, цель конституционного совещания заключается не просто в том, чтобы последовательно сформулировать некоторое число конституционных пунктов-статей, а в том, чтобы обозначить волю к переосмыслению российского гражданства, и шире – утверждению приоритета общества над государством как источником конституционных установлений.
Итак, можно выделить следующие составляющие насущной работы конституционного совещания: (1) цель: утверждение гражданского союза как источника суверенитета России (2) задача: (пере)открытие возможностей русского политического языка государственного строительства (3) форма: регулярно действующий публичный конвент, выдвигающий и обсуждающий проблемы, которые замалчиваются государством и действующей конституцией (реально действующие институты местного самоуправления, гарантии независимости судебной власти, возможные ограничения президентской власти).