Проблема-2003 будет решена в бюджетном послании

Публикации

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетное послание президента является неотъемлемым
элементам процедуры подготовки федерального бюджета. Оно задает стратегические
и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и
задачами экономической политики государства. Закон устанавливает, что послание
направляется в срок до 31 марта.

Практика бюджетных посланий заимствована у США и предложена четыре года назад
Борису Ельцину его тогдашним помощником Александром Лившицем. В прошлом году президентские
выборы вынудили сдвинуть сроки, и Путин представил послание лишь в середине года.
Готовили его в Центре Грефа на Якиманке и в увязке с 10-летней стратегией развития
России. На сей раз вся работа сосредоточена в администрации президента, которая
прежде выступала как ОТК, редактируя послания.

«К 1 марта мы закончим, скажем так, внутренний документ, — заявил руководитель
департамента администрации президента Антон Данилов-Данильян. — Ничего больше
вы не услышите, пока президент не подпишет послание». Несловоохотлив был
и депутат Михаил Задорнов: «[Бюджетный] комитет направил [на Старую плошадь]
предложение по бюджетной реформе — то, что можно сделать в бюджете следующего
года и на перспективу».

Однако, как удалось выяснить «Ведомостям», основная идея бюджетного
послания президента состоит в том, чтобы создать механизмы жесткого контроля внутренних
расходов, независимого от конъюнктуры мировых рынков. Речь идет о том, чтобы на
длительный период установить потолки расходных статей. Их превышение возможно
в исключительных случаях и по строго прописанной процедуре. При таком подходе
весь бюджетный выигрыш, допустим от роста цен на сырье или улучшения налогового
администрирования, позволит правительству рассчитываться с кредиторами в критические
годы.

Осведомленный чиновник Белого дома сказал, что авторы документа «не могли
не среагировать на долговую ситуацию». После встречи вице-премьера Алексея
Кудрина в Палермо с министрами финансов «большой семерки» окончательно
стало ясно, что Запад не намерен входить в положение правительства и не рассматривает
реструктуризацию советского долга даже на 2003-2008 гг. Платежи кредиторам в это
время составляют $12-19 млрд в год.

Бюджетный маневр подобного размаха потребует безусловного уточнения и сокращения
обязательств государства, полной инвентаризации и оценки эффективности бюджетных
расходов. Собственно, эти задачи ставились и в прошлогоднем послании, но до конца
не были реализованы. Сегодня жесткий стиль кредиторов не оставляет России иного
выхода. Теперь наверняка Данилов-Данильян сможет воплотить выношенную еще два
года назад идею: установить для каждого министерства критерии использования бюджетных
средств. «Выбивать деньги они умеют, пусть покажут, как распорядились каждым
рублем», — говорил когда-то он.

Очевидно, что в числе приоритетов, которые президент отметит в послании, окажется
реформа госуправления и связанное с ней сокращение госрасходов. Скорее всего под
нож пойдут госинвестиции, что в первую очередь выразится в сокращении федеральных
целевых программ. Еще три года назад их было свыше 200, а в будущем году останется
около 60. «Это не страшно, экономика будет расти, если принять нормальный
налог на прибыль и ресурсные налоги, правильно запустить механизм амортизации
расходов», — говорит советник министра экономического развития Германа Грефа
Аркадий Дворкович. Один из авторов прошлогоднего бюджетного послания президента,
он считает, что при интенсивном подъеме экономики социальные статьи даже увеличатся
в абсолютных суммах, хота их доля в ВВП при полном обслуживании долгов может несколько
уменьшиться. «Нет нужды резать затраты на образование, медицину, науку, судебную
реформу. Достаточно провести реформы ЖКХ, и это резко уменьшит расходы федерального
бюджета», — говорит Дворкович. Вполне возможно, по его мнению, в соответствии
с оборонной доктриной удержать на нынешнем уровне расходы на оборону. Реформа
армии — это очевидный резерв бюджета.

По мнению высокопоставленного чиновника правительства, «в бюджет 2002 и 2003
гг. надо закладывать полный объем выплат Парижскому клубу и не вписывать в источники
покрытия дефицита кредиты международных финансовых организаций». По его убеждению,
возможные разрывы в бюджете лучше закрывать выпуском еврооблигаций, чем политически
увязанными займами МВФ и Мирового банка. Такая точка зрения еще не является доминирующей
в эшелонах власти, но, если Путин сделает эту мысль в бюджетном послании одной
из стержневых, в Белом доме возьмут под козырек.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий