Персональная страница Э.А. Паина
Авторское введение
Организаторы сайта попросили меня прислать мои научные работы, которые я сам считаю важными для своей научной биографии. Оказалось, что задача эта не такая простая, как может показаться. Во-первых, я никогда раньше не размышлял о своей научной биографии и не конструировал ее периодизацию; во-вторых, представление о значимости работ со временем меняется. Многое из того, что я считал важным в 1980-е – 1990-е гг.., ныне не кажется мне таким, а какие-то забытые работы прошлых лет, наоборот, переосмысливаются как ценные и актуальные. Еще недавно меня увлекала политическая публицистика, а сейчас я к ней равнодушен, хотя, возможно, такое отношение изменится так же быстро, как возникло. Так или иначе, я выделил публикации, которые представляют для меня значимость ныне, в январе 2020 года; они сгруппированы в тематические блоки, отражающие разные направления одной научной дисциплины, к которой я привязан (в разных смыслах этого слова) уже четвертое десятилетие. Эту дисциплину можно назвать политическая этнография или этнополитология, в зависимости от соотношения в ней политического и этнографического. Я выделяю каждый блок по времени появления первой публикаци на данную тему, а затем включаю некоторые работы продолжающие эту тематику.
- Исследование механизмов этнокультурной динамики и полемика с идей предопределенности «особого пути России» как неизбывной автократии.
Конец 1980-х гг., — время после окончания аспирантуры академического Института этнографии и защиты кандидатской диссертации по специальности «этнография». Главным направлением моих исследований в то время были механизмы этнокультурной динамики.
- Паин Э.А Система территориальных общностей и ее роль в формировании и воспроизводстве этнокультурных традиций // Советская этнография, 1987 № 1, с. 10-24.
Эта статья была опубликована со звёздочкой (*) под грифом: «в порядке обсуждения». В те годы считалось, что за сохранение этнических традиций отвечает только деревня («сельские территориальные общности»). В статье выдвигалась идея о том, что устойчивость традиций связана не столько с их «хранением», сколько с непрерывным воспроизводством традиций и их частичным видоизменением по мере адаптации к новым историческим условиям. При этом способностью к воспроизводству обладают только те традиции, которые имеют адаптационный потенциал. В воспроизводстве этнокультурных традиций участвуют, выполняя разные функции, город, деревня и вся система территориальных общностей. Впоследствии эта статья эпохи советской Перестройки стала трамплином для важного для меня направления исследований, имеющих и социально-политические следствия, выявившиеся в статьях постсоветского времени.
- Паин Э.А Общество без традиций перед вызовами современности //© «Россия в глобальной политике». № 3, Май — Июнь 2008 С.8-26.
Это очень значимая для меня публикация. В ней я полемизирую с весьма распространенными мифологическими представлениями о русских (общероссийских) традициях, как, якобы, фатальной преграде для инкорпорирования идей демократии в сознание российского общества (представителей разных национальностей). В статье впервые в качестве аргументов в полемике с этих идей использовались данные о механизмах трансляции традиций. Автор стремился показать, что в условиях растущей атомизации российского общества, деградации каналов трансляции традиций, его можно охарактеризовать не как традиционное общество, а напротив — «лишенное традиций». Вместо транслируемых аутентичных традиций, обществу навязываются изобретенные традиции «новоделы». Впоследствии наиболее полно и последовательно эта идея была изложена в книге:
• Паин Э.А Распутица. Полемические размышления о предопределенности пути России// РОССПЭН, 2009 – 269 С.
Электронной версии в бесплатном доступе пока нет. Полит.ру опубликовало главу из книги «Распутица», в которой речь идет о вызовах персоналистскому политическому режиму и поиске путей развития гражданской нации.
Последнее по времени работы в по тематике этнокультурных традиций и механизмах их динамики:
- Паин Э. Исламская экономика — пример конструирования традиций //ТЕRRА ECONOMICUS 2013. Том 11, № 2, с. 25-29. Эта статья о роли квазитрадиций или «изобретённых традиций» в современном мире.
- «Социальная эстафета» и другие механизмы воспроизводства стереотипов социального поведения // В кн.: X СОКРАТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ / Под общ. ред. В. Шупер. М.: Эслан, 2015. С. 74-88;
- О политической инерции в донациональном обществе // В кн.: Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: Материалы XIX Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета 12–13 апреля 2016 года: доклады. В 2 т. Т. 1. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. С. 42-60;
- Множественная современность: особенности бюрократичной иерархии и коррупции в обществах с клановыми традициями // Общественные науки и современность. № 2, 2017.
- Этноконфликтология и концепция этнополитического маятника.
С начала 1993 по декабрь 1999-го гг я работал в Администрации президента России, занимаясь мониторингом, анализом и политическим консультированием по ряду этнополитических вопросов, прежде всего, по проблемам этнополитических конфликтов. Большая часть обобщений этих работ приходится на период после ухода с государственной службы, когда появилась возможность осмыслить за пределами Кремля и Старой площади, как бы со стороны, недавний опыт. Этому помогало и участие в международных исследовательских проектах:
- Emil A. Pain Contagious Ethnic Conflicts and Border Disputes Along Russia’s Southern Flank Russia, the Caucasus and Central Asia: // The 21st Century Security Environment. Ed. R. Menon, Yu. Fedorov, G.Nodia.E. Sharpe New York. 1999. PP 177-204
- From the First Chechen War Towards the Second // The Brown Journal of World Affairs. Vol. 8, No. 1. Winter/Spring 2001;
Обращаю внимание читателей на мою статью, подготовленную для международной коллективной монографии. У меня не сохранились ни название сборника, ни английский вариант текста, и я здесь впервые представляю ее русский первоисточник.
В наиболее полном виде авторские обобщения на тему этнополитической конфликтологии представлены в моей монографии:
Паин Э.А Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э. А. Паин. М.: Институт социологии РАН, 2004.- 328 с. ISBN 5—89697—091—9.
В этой книге на основе обобщения конфликтов 1990-х – начала 2000-х гг. предложена модель «этнополитического маятника», то есть нелинейного (маятникового) развития этнополитических процессов. Автор, изучая этнополитические перемены, происходящие в постсоветской России, выделил две эпохи постсоветского периода: «эпоху революции» и «эпоху стабилизации». Первый цикл колебания маятника – это активизация этнических меньшинств (начала 1990-х годов). Второй цикл – активизация этнического большинства, связанная с проявлением «эффекта тревожности» русских и восприятия России большинством ее населения как «осажденной крепости» (начиная с середины 1990-х годов). Этот рост тревожности до сих пор эксплуатируется авторитарными политическими силами для воспроизводства подданнического имперского сознания. Такой тип сознания русских может, в свою очередь, вызвать ответную реакцию этнических меньшинств (третий, заключительный цикл колебания маятника, способный вызвать разрушительный кризис государственности). Идеи и цитаты из этой книги и ссылки на нее приводятся не только в бесчисленном количестве диссертаций, но и в многочисленных методических рекомендациях по предметам «политология», «этнополитология», «конфликтология», «социальные коммуникации» и др.: Национальные конфликты в современной России: метод. указания ЯрГУ, 2010; Теории национализма в политических науках ВГУ, 2016; Философия социальных коммуникаций [Электронный ресурс] 2017 и др.
Электронной версии книги у меня нет (только бумажный экземпляр, имеющийся в крупных библиотеках) Представляю сжатую и более позднюю интерпретацию основных идей этой книги:
- The ethno-political pendulum: the dynamics of the relationship between ethnic minorities and majorities in post-Soviet Russia// Managing Ethnic Diversity in Russia/ Edit by Oleh Protsyk and Benedikt Harzl. Routledge. P. 173-189
В 2019 году я вновь вернулся к идее этнополитического маятника, рассматривая крутые перемены в этнической политике советских вождей:
- Э.Паин . Право наций на самоопределение. Как один и тот же принцип использовался для разрушения царской и создания советской империй.
- Э. Паин. Маятник национальной политики: от коренизации к этническим чисткам. Доступ: https://mbknews.today/sences/mayatnik-nacionalnoj-politiki/ 11.2019 ; https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fimag.one%2Fnews%3Fad%3D1335693;
https://ok.ru/mbkhmedia/topic/131080831901708
- Культурные особенности модернизации России
С 2004 по 2011 гг я был академическим руководителем Института им. Дж.Кеннана в России. Одной моих функций было руководство постоянно действующим теоретическим семинаром «Особенности российской модернизации», в котором приняли участие в разные годы известные исследователи: демограф А. Вишневский, социологи Л. Гудков и Б. Дубин, экономист В. Иноземцев, политолог О. Малинова и многие другие. По итогам семинара была выпущена коллективная монография:
- Российская модернизация: размышляя о самобытности: [сб. ст.] / Инст. Кеннана ; под ред. Э. А. Паина и О. Д. Волкогоновой. – М. : Три квадрата, 2008. – 416 с. – ISBN 78J5J94607J094JX. . В ней, помимо введения и заключения, содержится и несколько моих глав.
В рамках института Кеннана была проведена серия встреч с немецкими учеными, на этих встречах обсуждались сходства и различия идеи «особого пути» в двух странах, в двух культурах. Эти обсуждения завершились публикацией следующей книги :
- Идеология «особого пути» в России и Германии: истоки, содержание, последствия [сб. ст.] / Kennan Institute ; под ред. Э. А. Паина. – М. : Три квадрата, 2010. – 320 с. – ISBN 978594607432.
Последние по времени работы на эту тему:
- Паин Э.А. Перманентный кризис культуры модерна или временная „обратная волна“?//Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинарных диалогов / Под общ. ред. И.М. Клямкина М.: Новое издательство, 2011. С. 118-191.
- Pain E. Socio-Culture Factor and Russian Modernization // Waiting for Reform under Putin and Medvedev / Edited by Lena Jonson and Stephan White. Palgrave Macmillan, 2012. P. 96-119
- Паин Э.А. Социокультурный капитал в стратегиях управляемой модернизации: сравнительный анализ иранской и турецкой моделей //Terra Economicus, 2014 т. 12, № 3.
4 Концепция «имперского синдрома», теория нации и национализма; изучение ксенофобии и этнополитического экстремизма.
В 2004-м я защитил докторскую диссертацию по специальности «политология» (специализация – «этнополитология и национальные процессы») и примерно с этого времени стал развивать концепцию имперского синдрома, как одного из важных факторов, обусловливающих историческую инерцию в развитии России, срыв процесса ее политической модернизации и возвращения к авторитаризму. Имперский синдром включает в себя три ключевых элемента, (или имперский режим, власть), и имперское сознание. 1.Имперское тело — ареалы компактного расселения этнических сообществ, в прошлом колонизированных в ходе имперских завоеваний или добровольно присоединившихся к России, но до сих пор слабо интегрированных в единое социокультурное сообщество страны; сохраняющих в массовом сознании дихотомическое противопоставление: «Мы и Россия». 2. Имперский порядок — политический режим, направленный на сохранение имперского тела посредством иерархического соподчинения территориальных обществ и концентрации полномочий в руках центральной власти, которая произвольно устанавливает и изменяет политические правила. В условиях имперского порядка регионы связаны между собой, только «вертикально» — через подчинение общему центру; прямые горизонтальные связи между ними очень слабы. 3. Имперское сознание — комплекс проявлений «вертикального сознания» – подданнического по отношению к власти и презрительно-патерналистского по отношению к сообществам, рассматриваемым как нижестоящие в имперской иерархии. Наконец, имперское сознание включает в себя сложный комплекс традиционных стереотипов массового сознания, этатистские ценности, надежды на «мудрого царя» и «сильную руку», а также имперские амбиции по отношению к внешнему миру.
Начало в описании этой концепции было заложено в книге, выпущенной при поддержке фонда «Либеральная миссия».
Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. — М.: Новое издательство, 2004.248 с. Электронной версии этой книги у меня нет, поэтому я представляю здесь более ранний и более короткий ее вариант, имеющийся в электронной библиотеке НИУ-ВШЭ.
Эта идея получила развитие в статье
- Russia between Empire and Nation // Russian Politics and Law. Vol. 47, No. 2. March — April 2009;
а также в моей главе, как части коллективной монографии международного авторского коллектива:
- The imperial syndrome and its influence on Russian nationalism // The New Russian Nationalism: Imperialism, ethnicity and authoritarianism, 2000-15 / Edited by Pål Kolstø and Helge Blakkisrud. Edinburgh: Edinburgh University Press(англ.), 2016. P. 46-74
Следующая большая книга, также вышедшая при поддержке фонда «Либеральная миссия».
- Нация и демократия. Перспективы управления культурным разнообразием. М.: Мысль, 2017. — 266 с. ISBN 978-5-244-01197-5 (совместно с С. Федюниным)
В ней исследуются взаимосвязи между национальной организацией общества и демократией и развивается идея Д. Растоу (Dankwart Rustow) о национальном единстве как важнейшем предварительном условии перехода к демократии. В книге излагается наш вывод о том, что, в постсоветской России речь идет о гибридном типе национально-государственного устройства, которое отличается рядом формальных политико-юридических признаков политической нации, но при этом сохраняет множество черт предшествующего имперского развития – «имперского синдрома», затрудняющего развитие демократических институтов. Основные идеи этой концепции можно найти в двух статьях, подготовленных с моим учеником, а ныне постоянным соавтором С. Федюниным:
- Нация и демократия. Статья 1. Идея гражданской нации в современной России // Общественные науки и современность. № 6, 2017 (совместно с С. Федюниным);
- Нация и демократия. Статья 2. Иллюзии «постнационального» мира и кризис западных демократий// Общественные науки и современность. № 1, 2018 (совместно с С. Федюниным).
Изложение этой концепции для широкой публики было сделано в 2018 г в рамках моей публичной лекции:
- «Нация заинтересована в интеграции, а империя живет по принципу – разделяй и властвуй»Лекция Эмиля Паина о том, что сегодня происходит с нациями и состоялось ли государство-нация в России // Выступление на международной дискуссионной школ GAIDPARK-Армения 2018 (Дилижан 13 июля 2018 г).Опубликовано Журнал Republic//
Работы в рамках развития теории политической, гражданской нации тесно связаны с изучением национализма. Этой теме было посвящено немало моих публикаций, сделанных по материалам проектов, выполненных мной в качестве руководителя сектора по изучению проблем ксенофобии и экстремизма Института социологии РАН. Среди них значимыми считаю следующие:
- Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы / Отв. ред. В.В. Витюк, Э.А. Паин. -М.: Институт социологии РАН, 2003. — 358 с.
- Политический экстремизм и терроризм: социальные корни проблемы // Век толерантности. № 5, 2003;
- Федерализм и сепаратизм в России: мифы и реальность // Космополис. № 1(3), 2003
- Об особенностях современного русского национализма (по материалам анализа современной русской прозы) // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 260-273.
- Толерантность против ксенофобии (зарубежный и российский опыт). М.: Academia, 2005 (вместе с В. И. Мукомелем)
- Ксенофобия и национализм в эпоху российского безвременья // Pro et Contra. 2014. Т. № 1-2. С. 34-53.
- Э. А. Паин. Имперский национализм: возникновение, эволюция и политические перспективы в России // «Общественные науки и современность» 2015. №2, С. 54-71
- Исламизм: социально-политическая сущность и новые угрозы для России // Общественные науки и современность. № 5, 2016;
- Э.А Паин. Есть ли ныне в России русский национализм? // 18 ежегодная конференция Центра Юрия Левады. Москва, 4 февраля 2016 г.
- Pain E . Contemporary Russian nationalism in the historical struggle between ‘official nationality’ and ‘popular sovereignty// Russia Before and After Crimea . Nationalism and Identity, 2010–17/ Edited by Pål Kolstø, Helge Blakkisrud. Edinburgh University Press. 2018 https://publications.hse.ru/chapters/337278281
- Национальная политика и управление культурным разнообразием.
Эта тематика была одной из основных в период моей работы в Администрации президента. Мои публикации на эту тему 90-х гг, возможно, покажутся познавательными в историческом отношении, например, эти:
- Паин Э.А. Государственная политика России в конфликтных зонах. М.: Центр этнополитических и региональных исследований, 1994;
- Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия / Под ред. Джереми Р. Азраэла, Эмиля Паина, Натальи Зубаревич. — М. : Центр этнополит. и регион. исслед., (ЦЭПРИ) Комплекс-прогрес. 1997. — 264 с;
Особо выделю материал подготовленный мной для международной коллективной монографии. У меня не сохранились ни названия сборника, ни английский вариант текста и я здесь впервые представляю ее русский первоисточник.
- Паин Э. Реформы регионального управления и их влияние на этнополитические процессы в России (1999-2003 гг.). ЦЭПРИ 07. 2003;
Важной вехой в моей научной жизни стало руководство научным проектом по гранту РНФ «Новые подходы и методы регулирования этнополитических отношений на территории крупнейших городских агломераций России» (2015-2019 гг.) В ней обосновывается как необходимость корректировки национальной политики, так и новая парадигма такой политики – «управление культурным разнообразием», обладающая целым рядом преимуществ в сравнении с традиционной.
Эти идеи представлены в ряде журнальных публикаций:
- Паин Э.А. Управление культурным разнообразием»: сущность концепции и ее применение для регулирования этнополитических отношений// Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 4. С 77 -98;
- Паин Э. А., Федюнин С. Ю. Политика интеркультурализма и возможности ее применения в России. – Полис. Политические исследования. 2020. № 1. С. 114-134.
На мой взгляд, основная проблема российская национальной политики состоит в том, что она существует в отрыве от радикальных перемен в этнополитической ситуации. Центр тяжести этнополитических проблем в России сместился – от отношений российских республик с федеральным центром к этническим проблемам в городах, в связи с притоком в них иноэтнических мигрантов, В городах же, особенно в крупнейших, формируются и основные предпосылки развития гражданского самосознания и гражданской нации. В этой связи наш коллектив (собравшийся по грантовому проекту РНФ) выступает с предложениями по корректировке российской национальной политики, не только не рассматривающей города как субъекты политики, но и не включающей его в число объектов, на которые распространяется действие Стратегии государственной национальной политики, замыкающейся только на формальных субъектах федерации. Эти идеи в наиболее полном виде отражены в монографии:
Многоэтничный город. Проблемы и перспективы управления культурным разнообразием в крупнейших городах. М., 2018 (совместно с О. Вендиной);
- Интернет – как зеркало этнокультурных и социально-политических процессов и инструмент их развития
Первоначально, интернет интересовал меня как соеобразный и все более представительный объект наблюдения за совремнными этноплитьическими процессами
- Паин Э.А. Современный русский национализм в зеркале рунета. – Россия – не Украина: современные акценты национализма. Сост. А. Верховский. М.: Центр “Сова”. 2014.С. 8-31.
- Эта статья может представить интерес уже тем, что в ней впервые (возможно, пока только в ней) проанализирован контекст выступлений в Рунете ряда российских политических деятелей (и полнее всего А.Навального). Статья показывает, как менялся дискурс этого политика по вопросу о русском национализме.
В более широкой перспективе рассматривается Интернет в монографии:
- Интернет и идеологические движения в России // Фонд «Либеральная Россия» ; под ред. Г. Никипорец-Такигава и Э. Паина. — Москва : Новое лит. обозрение, 2016. — 478
Книга исследует динамику развития российских идеологических движений в драматический период 2011-2014 гг., когда возникшие в связи с масштабными антиправительственными митингами либеральные надежды вскоре были развеяны реакцией в государственной политике, а также ростом проимперских настроений. Медиа и общество находятся в сложной взаимосвязи отражений и влияний, поэтому данная книга использует двойную призму: Интернет для авторов — не только зеркало, но и один из важнейших факторов социальных процессов, оказывающий на последние существенное воздействие.
- Исследования популизма и элитизма (2018-2019 гг)
В связи с ростом влияния популистских движений и настроений в разных странах и регионах мира популизм в последние годы стал одним из ключевых объектов изучения политической̆науки. Однако применительно к российскому кейсу исследования этого явления пока что остаются крайне редкими и несистематическими. Именно это определило интерес к этой тематике. В центре моего внимания неразрывная связь популизма со своим антиподом – элитизмом. Выделю несколько своих работ (некоторые в соавторстве с С.Федюниным).
- Pain. E.A Populismus und Elitarismus im heutigen Russland Russland-Analysen. 2018. No.355. P. 10-14;
- Э.Паин. Динамика ксенофобии в эпоху популизма: опыт макросоциального анализа // Вестник общественного мнения 3–4(127)Данные. Анализ. Дискуссии Июль–декабрь 2018 С.17-32;
- Паин Э. А., Федюнин С. Ю. Популизм и элитизм в современной России: анализ взаимосвязи . – Полис. Политические исследования. 2019. Том 28. № 1. С. 33-48. Полис. Политические исследования. 2019. Том 28. № 1. С. 33-48;
- Паин Э.А Нациофобия и национал-популизм: взаимосвязь в условиях глобализации// Общественные науки и современность. 2019. № 5. С. 30-46. Доступ:
Скажу несколько слов о последней публикации. В 1960-1970-х гг. в интеллектуальной среде западного мира слабеющая к тому времени марксистская догма об “отмирании государства” вдруг приобрела неожиданных союзников не только в лице влиятельных постмарксистов вроде Ю. Хабермаса, но и таких либералов, как К. Ясперс и Х. Арендт: все они поддерживали тезис о пришествии в скором будущем новой эпохи — без национальных государств. К началу XXI в. вера в приближение “постнациональной” эпохи стала доминирующей в мировоззрении западных элит. Вместе с тем именно к этому времени отчетливо проявились доказательства догматичности, практической несостоятельности и мифологизированной природы данной концепции, имеющей признаки фобии – нациофобии. Ныне все яснее становится необходимость политической нации как важнейшего условия функционирования политической системы, основанной на принципах либеральной демократии. Своеобразным доказательством этого (по принципу “от обратного”) стало нарастание популизма как ответ на эрозию политических наций, раскол нации и обострившееся противостояние элитарных групп и народных масс.