Образование как национальный проект
Все образовательные реформы, идущие друг за другом, имеют экстенсивный характер. Либо начинают внедрять новые технологии, либо реформа идет за счет педагогических инноваций, что тоже хорошо, но не определяет содержания образования. На мой взгляд, необходима интенсификация образования за счет способа трансформации содержания.
Таким решением могла бы стать модификация образования, связанная с его постоянным возобновлением и саморазвитием, но не за счет толчков извне, а за счет внутреннего мотора, работающего вокруг образов-архетипов.
Мой преподавательский опыт показывает, что тот объем знаний, который предлагается студенту, школьнику, аспиранту, превышает объем нормальной человеческой памяти. Это связано с представлением о том, что чем больше знаний, тем лучше. Но даже те знания, что усваиваются, оседают на дно сознания, где лежат мертвым грузом, будучи не востребованными.
Само социально-гуманитарное образование следует обратить к человеку. В основе этого образования должны лежать краеугольные, фундаментальные архетипические образы, которые откладываются в сознании любого человека. Грубо говоря, это то, чем человек живет. Скажем жизнь и смерть, хаос и космос, богатство и бедность, здоровье и болезнь. Таких архетипов у людей не так уж и много – десять, пятнадцать, но не больше. И все социально-гуманитарные знания могут быть построены вокруг этих стержневых, важных для человека образов.
В процессе социально-гуманитарного образования надо наращивать междисциплинарные узлы вокруг образов-архетипов. Современная сеть образовательных предметов, дисциплин, может не меняться, но они должны быть сосредоточены вокруг узлов и координироваться между собой. До сих пор разные курсы пересекаются между собой, но плохо связаны друг с другом.
Основная проблема России, на мой взгляд, состоит в том, что отсутствие горизонтальных связей и способностей к объединению на горизонтальном уровне прослеживается во всех сферах человеческой деятельности. И начинать процесс горизонтальной интеграции следует со школы.