Война миров: французский акцент
Францию лихорадит. Гибель двух подростков, которые, прячась от полиции, забрались в трансформаторную будку, и сгорели, запустила не слишком ожиданный и поразительный по своим последствиям процесс. Такое случалось и раньше, и в Европе, и в США — случайная гибель молодых людей из проблемных пригородов вызывала волнения. Однако, на этот раз масштаб беспорядков оказался беспрецедентным.
Как правило, все это происходит в небольших пригородах, в предместьях, где живут выходцы из Африки, арабы, и Французская Республика явно оказалась не готова к этим событиям, к их размаху. Европейская культура сталкивается с качественно новым для себя вызовом, требующим нашего осмысления. Это касается прежде всего Франции, причем участники беспорядков говорят: «дело не только в погибших и в полиции, мы вообще не принимаем этот мир».
Здесь мы сталкиваемся с импульсом отторжения государства и цивилизации. Речь идет о глубоком кризисе европейского общества. Подобные события лишний раз показывают — свобода неотделима от ответственности, в отличие от воли и анархии свобода определяет себя в категориях права и ответственности. Наконец, эти события показывают: государство существует ровно до тех пор, пока подавляющее большинство граждан готово выполнять его законы и воспроизводить это общество. Иными словами, драматические события во Франции ставят вопрос о стабильности западноевропейской цивилизации, о ценностях либерализма и о принципах правовой демократии.
Эти события могут сказаться и на иммиграционной политике европейских стран, и на отношениях между разными общинами внутри общества. Повторю еще раз, мы сталкиваемся с печальными прецедентами, которые требуют своего осмысления.
Самое простое объяснение – с позиции превосходства «белого человека» — указать нам на цвет кожи недовольных, на национальную принадлежность, сказать, что мы сталкиваемся здесь с варварством. За этой позицией стоит непризнание естественных и неизбежных процессов ассимиляции мигрантов. С моей точки зрения, эта история важна и существенна, поскольку, она не имеет простых решений. Первая задача – вернуть Франции порядок и законность, она, безусловно, будет решена. Вторая – сделать выводы из происходящего, попытаться снять истоки напряжения, минимизировать возможность будущих конфликтов.
Перед Францией остро встала стратегическая проблема социокультурной, и более того, цивилизационной интеграции общества. Мы сталкиваемся здесь со сбоями механизмов интеграции, с издержками той модели, которая называется «миска салата» (модель полиэтничного общества, где разные общины существуют по своим внутренним законам, но в то же время уважают общие законы государства). События во Франции нуждаются в серьезном осмыслении, возможно, в этих событиях содержится очередной вызов либеральной философии.
Наконец, надо сказать о следующем: культура христианского мира болеет по человечески понятной аберрацией: она идеализирует меньшинства, идеализирует слабого, дает ему неоправданные преференции, снимает с него ответственность. Эта установка изначально порочна. Безответственность развращает. Совсем не всегда бедные, живущие на пособие, оказываются правыми. Главный урок французских событий — идея ответственности, которая неотделима от идеи свободы и идея равенства всех перед законом, в том числе и меньшинств.